ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Отмена утвержденного проекта планировки территории - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 48-КАД22-11 от 01.06.2022 Верховного Суда РФ
зоны 222 в с. Долгодеревенское Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденного постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 23 июня 2020 г. № 996. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что кассационное определение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 23 июня 2020 г. № 996 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории функциональной зоны 222 в с. Долгодеревенское Сосновского муниципального района Челябинской области (далее также - проект планировки и межевания территории). Названным нормативным правовым актом предусмотрено образование земельного участка площадью 0,2045 га с видом разрешенного использования «общественное управление» путем перераспределения и изъятия земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, находящихся в частной собственности, и земель, находящихся в государственной
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
территории (часть 1), в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2). На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории , или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 (пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ). В силу части 10 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента,
Апелляционное определение № 46-АПА19-2 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории , или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий,
Постановление № А07-22222/20 от 14.12.2021 АС Уральского округа
(определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-О, от 29.09.2016 № 1966-О). Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Основанием для установления планируемых красных линий в силу пункта «б» части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории . В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи
Постановление № А56-117845/20 от 03.08.2022 Суда по интеллектуальным правам
по интеллектуальным правам на основании части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверено соблюдение судами норм процессуального права, нарушение которых является в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, и таких нарушений не выявлено. Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 30.04.2011 между обществом с ограниченной ответственностью «Актив», генеральным директором которого является истец, (исполнитель) и товариществом (заказчик) заключен договор № 129-11, в соответствии с которым исполнитель обязался выполнить работу по подготовке документации для размещения участков членов товарищества и земель общего пользования на территории, принадлежащей товариществу, согласно утвержденному техническому заданию, в составе проекта планировки территории Липово по техническому заданию, согласованному между администрацией и товариществом. В связи с ненадлежащим исполнением договора от 30.04.2011 № 129-11 товарищество уведомило исполнителя о прекращении договора. Полагая, что часть проектной документации, переданной по указанному договору, незаконно используется товариществом
Постановление № А05-15943/17 от 02.08.2018 АС Архангельской области
разрешения на строительство в порядке самоконтроля не указала, что ею допущены нарушения при выдаче разрешения, тем самым установила виновность общества; права застройщика и дольщиков нарушаются отменой разрешения на строительство; разрешение на строительство 09.12.2016 продлевалось Администрацией спустя два года после выдачи, что расценивается как злоупотребление правом; суд пришел к неверным выводам о несоответствии процента озеленения территории требованиям градостроительного плана земельного участка, об отсутствии разрешения на размещение машино-мест за его пределами; постановление правительства Архангельской области от 18.11.2014 № 460-пп «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории исторического центра города Архангельска» (далее – Постановление № 460-пп) не подлежало применению при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, поскольку градостроительный план, утвержденный проект планировки и проект межевания территории выданы ранее данного Постановления и на момент их утверждения полностью соответствовали сложившимся градостроительным условиям. В судебном заседании представитель общества указанные в апелляционной жалобе и дополнениях
Постановление № А83-17142/2022 от 26.07.2023 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда
осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ). Согласно п. 10 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в соответствии с таким проектом межевания должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой. Таким образом, поскольку на дату принятия постановления №4041-и от 02.12.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 5950 кв.м., документации по планировке территории (решение Ялтинского городского совета №6 от 22.04.2022) не была утверждена, а земельный участок с
Решение № 2А-4055/20 от 28.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)
с утверждением 24.09.2015г. Правил землепользования и застройки Туапсинского городского поселения Туапсинского района, ввиду чего изложенное в письме от 27.08.2020г. требование истцов об отмене решения о включении в градостроительный регламент для земельного участка с кадастровым номером № требований «Проектирование благоустройства территории и проектирование фасадов зданий согласовывать с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства. Новое строительство осуществить по утвержденному проекту планировки. Встроенные помещения должны иметь отдельные входы со стороны красных линий улиц» при принятии Правил землепользования и застройки 13.11.2010г. - не основано на нормах закона. Также суд полагает необходимым отметить, что при принятии Правил землепользования и застройки от 13.11.2010г. вышеуказанный земельный участок на каком-либо праве ФИО1 не принадлежал, договор аренды был заключен позднее – 21.12.2012г., ввиду чего включение ответчиком в градостроительный регламент для земельного участка требований «Проектирование благоустройства территории и проектирование фасадов зданий согласовывать с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства. Новое строительство осуществить по утвержденному проекту планировки. Встроенные помещения
Решение № 2А-3486/2021 от 12.11.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)
и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты). Сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены. Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определениях от 31.08.2017г. № 4-АПГ17-22, от 22.02.2018г. №310-КГ17-23135. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019г., в случае отмены органом местного самоуправления в порядке самоконтроля принятого им ранее решения, суды должны проверить его правомерность исходя из действовавших на момент вынесения такого решения нормативно-правовых актов. Таким образом, вопрос об отмене ненормативного правового акта органа местного самоуправления об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории может быть инициирован в случае нарушения норм градостроительного законодательства при его принятии. Из текста постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа
Определение № 4Г/6-10268/16 от 28.10.2016 Московского городского суда (город Москва)
лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары – п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ. Согласно п.4.3. Постановления Правительства Москвы № 270-ПП, разбивочный акт –чертеж линий градостроительного регулирования представляет из себя самостоятельный градостроительный документ, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) линии градостроительного регулирования на территории города Москвы. В соответствии с п.4.2. Постановления Правительства Москвы № 270-ПП основанием для изменения, отмены линий градостроительного регулирования может также являться утвержденная проектно-сметная документация, предусматривающая корректировку действующих линий градостроительного регулирования. Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как было установлено судом, проект планировки территории , установившей линии УДС, является действующим, не оспоренным в судебном или ином порядке. Также судом было установлено, что оспариваемые участки улично-дорожной сети были включены в перечень земельных участков проектируемой улично-дорожной сети, как не подлежащих приватизации и резервируемых для государственных нужд г. Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 13.07.2004 г. № 490-ПП «О ходе выполнения работ по формированию