ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Ответственность за коррупционные правонарушения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 7-КАД22-3 от 24.08.2022 Верховного Суда РФ
коррупции в виде непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и потребовала от Совета сельского поселения принять решение по вопросу привлечения его к предусмотренной законом ответственности за совершение коррупционного правонарушения. 18 января 2021 года Советом сельского поселения приняты решения № 4 и № 5 об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в представлениях от 15 января 2021 года и 14 июля 2020 года соответственно, в том числе о привлечении главы сельского поселения к ответственности за коррупционные правонарушения . Считая такие решения неправильными, Фурмановский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства требований, просил признать их незаконными, удалить в отставку главу сельского поселения Свечникова А.В. за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 июля 2021 года, административное
Постановление № 5-АД21-55 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ
2008 года № 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона). Как усматривается из материалов дела, Ц., занимая должность коммерческого директора ОАО «Аурат», действуя умышленно в интересах Общества, заключавшихся в ускорении процедуры проведения аварийно- восстановительных работ по поднятию сошедшего с рельсов вагона, в период с 17 февраля по 11 марта 2018 года, в период времени с 12 до 13 часов, находясь у ворот на территорию восстановительного
Постановление № 46-АД22-2 от 11.02.2022 Верховного Суда РФ
статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного закона). В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных
Постановление № 18-АД21-1 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона). Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административную ответственность влечет незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг
Постановление № 5-АД23-62 от 28.12.2023 Верховного Суда РФ
Закона о противодействии коррупции в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2). Как усматривается из представленных материалов, 20 марта 2019 года между АО «Карельский окатыш» и ООО «СнабКомплект» заключен договор № 9000090903 на выполнение работ по ремонту в объеме «ТР-3» (технического ремонта) тяговых агрегатов серии ОПЭ1АМ, НП-1. 23 июля 2020 года около 18 часов 50 минут К.С, являясь генеральным директором ООО «СнабКомплект», в вестибюле станции метро «Комсомольская» (кольцевая) в городе Москве
Постановление № 5-АД23-62 от 28.12.2023 Верховного Суда РФ
Закона о противодействии коррупции в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1). Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2). Как усматривается из представленных материалов, 20 марта 2019 года между АО «Карельский окатыш» и ООО «СнабКомплект» заключен договор № 9000090903 на выполнение работ по ремонту в объеме «ТР-3» (технического ремонта) тяговых агрегатов серии ОПЭ1АМ, НП-1. 23 июля 2020 года около 18 часов 50 минут К.С, являясь генеральным директором ООО «СнабКомплект», в вестибюле станции метро «Комсомольская» (кольцевая) в городе Москве
Постановление № 18-АД21-1 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона). Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административную ответственность влечет незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг
Постановление № 5-АД21-55 от 16.07.2021 Верховного Суда РФ
2008 года № 273-ФЗ определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона). Как усматривается из материалов дела, Ц., занимая должность коммерческого директора ОАО «Аурат», действуя умышленно в интересах Общества, заключавшихся в ускорении процедуры проведения аварийно- восстановительных работ по поднятию сошедшего с рельсов вагона, в период с 17 февраля по 11 марта 2018 года, в период времени с 12 до 13 часов, находясь у ворот на территорию восстановительного
Постановление № 46-АД22-2 от 11.02.2022 Верховного Суда РФ
статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного закона). В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных
Решение № 12/1/-27/16 от 08.06.2016 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)
коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо». Таким образом, юридические лица несут ответственность за коррупционные правонарушения своих работников в полном объеме и факт привлечения к ответственности работника за допущенное коррупционное правонарушение не является основанием для освобождения от ответственности его работодателя - юридического лица. С учетом изложенного, обстоятельств исключающих вину ОАО «Российские железные дороги» в допущенных нарушениях не имелось. По результатам судебного рассмотрения дела об административном правонарушении суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Российские железные дороги» состава административного правонарушения. Основанием для принятия данного решения послужили выводы суда
Решение № 2-Э113/20 от 25.06.2020 Панинского районного суда (Воронежская область)
Российской Федерации к Безгину Руслану Николаевичу о признании сделок в виде взяток ничтожными, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г. Воронежа в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Безгину Руслану Николаевичу о признании сделок в виде взяток ничтожными, в обоснование заявленных требований указывая, что согласно п. «а» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» дано понятие коррупции. В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона предусмотрена ответственность за коррупционные правонарушения . Приговором Ленинского районного суда г. Воронежа от 15.04.2020 года, вступившего в законную силу 07.05.2020 года, Безгин Р.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ (5 эпизодов), а именно в получении взяток от А.М.М., К.Р.М., У, Ш.Н., М.Р.К., С.Н.И. в виде денег в размере 15000 рублей (пятнадцать тысяч) от каждого за совершение незаконных действий, выразившихся в получении справок о доходах и суммах налога физического лица Формы
Апелляционное определение № 33-1830/18 от 01.02.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)
как и ГУ МВД России по Свердловской области, являлись для истца представителями нанимателя (эти же нормы названного Федерального закона), поэтому ответчик имел право применить взыскание в виде увольнения за утрату доверия за коррупционный проступок, совершенный в период прохождения государственной гражданской службы у иного представителя нанимателя (ст.ст. 59.1-59.3 Федерального закона № 79-ФЗ). Делая такой вывод, судебная коллегия учитывает не только различия понятий «наниматель» и «представитель нанимателя», но и ту цель, которую преследует законодатель, вводя ответственность за коррупционные правонарушения (в частности, за умышленное предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах), – невозможность оставления на государственной гражданской службе лиц, совершивших такое коррупционное правонарушение (ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ и ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Доводы жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности отклоняются судебной коллегией. Положения ч.ч. 4, 5 ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ к спорным отношениям не применяются, т.к. сроки привлечения к ответственности за