ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перечень объектов не относящихся к объектам недвижимости - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А46-9079/19 от 19.10.2021 АС Омской области
интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав. Такое требование по своему характеру аналогично способу защиты права, указанному в п. 52 Постановления № 10/22. Помимо этого, данная позиция усиливается и конкретизируется Письмом Росреестра по Московской области от 07.02.2019 № 50-700-10.1017/19, подготовленному в целях единства правоприменительной практики, согласно п. 21 которого емкости, резервуары (подземные, наземные), баки входят в Перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости . Таким образом, и по данной правовой позиции емкости по настоящему спору не являются объектом недвижимости. Таким образом, у емкостей отсутствуют признаки, позволяющие квалифицировать их в качестве объекта недвижимости. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты
Решение № А78-10055/20 от 16.12.2020 АС Забайкальского края
состоит из отдельных секций, скрепленных сварным соединением, для подъема и спуска обслуживающего персонала при обслуживании и ремонта, мачты оборудованы лестницей, мачты закреплены на бетонном фундаменте, к объектам не подведены стационарные инженерные сети энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, канализации. Мачты представляют собой конструкцию трубчатого сечения, ствол которой состоит из отдельных секций, скрепленных болтовым соединением, стационарные инженерные сети не подведены. В соответствии с Приложением № 1 к письму Управления Росреестра по Московской области 07.02.2019 в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости , включены, в частности сборно-разборные объекты, башни сотовой связи, мачты (осветительные, радиомачты). Согласно подпункту 4.5) пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи. Право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов
Постановление № А40-101307/19 от 28.10.2020 АС Московского округа
лестницах, как об отдельных объектах недвижимости, возлагается именно на Управление, а требование направлено, в первую очередь, на исключение из ЕГРН незаконно поставленных на учет объектов недвижимости, принимая во внимание, что ошибка в постановке лестничных площадок в качестве отдельных объектов недвижимости подтверждается и письменными позициями государственных органов, в том числе в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.01.2014 № 14-00432/14 «О рассмотрении обращения», пункте 9 Приложения № 1 (« Перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости ») к письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 № 50-700-10-1017/2019, пришли к выводу, что регистрация в ЕГРН лестничных клеток в качестве отдельных и самостоятельных объектов недвижимости с указанием статуса «Нежилое помещение» в характеристиках («Назначение» и «Наименование»), является незаконным и должно быть исправлено путем исключения из ЕГРН таких сведений, в связи с чем заявленные требования удовлетворили. Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все
Постановление № А66-4209/19 от 11.10.2019 АС Тверской области
личной заинтересованности кадастрового инженера в даче обществу такого заключения управлением также не предъявлено. Кроме того, иные имеющиеся в деле доказательства в совокупности позволяют сделать тот же вывод, что и вывод кадастрового инженера Веселовой А.А. Согласно приложению 1 к письму Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по московской области от 07.02.2019 № 50-700-10.1017/19 (том 2, листы 136-138) ограждения и заборы включены этим регистрирующим органом, входящим в единую систему Росреестра, в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости . Так как ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку, выводы апеллянта о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными. В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения
Решение № 2-3437/20 от 26.11.2020 Королёвского городского суда (Московская область)
правоприменительной практики в сфере государственного кадастрового учета в государственной регистрации прав недвижимости Управление направляет для сведения и использования в работе перечни объектов, не относящихся к объектам недвижимого имущества (Приложение № 1) и объектов (Приложения № 2), которые могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества при наличии судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости или разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) объекта (л.д.45). В приложении № 1 ( перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости ) указаны колодцы, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства. В приложении № 2 (перечень объектов, которые могут как относится, так и не относится к объектам недвижимости) указаны колодцы. Учитывая, что судебного акта, из которого прямо следует, что объект (колодец) является объектом недвижимости, а также разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) объекта (колодца) не имеется, то спорный колодец не является объектом
Решение № 2-1000/20 от 15.07.2020 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)
неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.). Некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей, конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения). В соответствии с п. 29 Письма от 07.02.2019 № 50-700-10-1017/19 «Об отнесении объектов к объектам недвижимого имущества» в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости , относятся фонтаны. Согласно п.2.1.4.1 правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 № 91 «О правилах благоустройства территории города Кемерово», к элементам благоустройства относятся водные устройства - фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы. Водные устройства выполняют декоративно-эстетическую и природоохранную функции, улучшают микроклимат, воздушную и акустическую среду. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ № в адрес заявителя поступило обращение директора МБУ «Кемдор» о включении в реестр
Решение № 2-2537/20 от 20.10.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)
расположенное на земельном участке с кадастровым <номер>, а так же на самовольно присоединенном к нему из состава земель неразграниченной государственной собственности, представляет собой торговый павильон сборно-разборный, на бетонном основании. Данная конструкция может быть перемещена без несоразмерного ущерба своему назначению в другое место, соответственно, не имеет признаков капитальности. Кроме того, в приложении №1 к Письму Министерства экономического развития Российской Федерации «Об отнесении объектов к объектам недвижимого имущества» <номер> от 07.02.2019 г. содержится перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости . Согласно вышеуказанного перечня (п. 2, 3, 22 Приложения №1 к Письму Министерства экономического развития Российской Федерации <номер> от 07.02.2019 г.) данный объект не могут быть отнесен к объектам недвижимого имущества, и, следовательно, не подлежат постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права. Местоположение объекта определялось с учетом сведений ЕГРН методом спутниковых геодезических определений с использованием аппаратуры геодезической спутниковой. Местоположение объекта относительно юридической границы земельного участка, площадь самозахвата и координаты указаны
Решение № 2А-113/2022 от 21.02.2022 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)
дорога как объект в реестре отсутствует и не является собственностью Забайкальского края. Согласно выписке из технического паспорта КГУП «Забайкальское БТИ», автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, п.ст. Абагайтуй, ул. Степная, протяженностью 468,00 м. (кадастровый №), год ввода 1987, имеет естественное грунтовое покрытие). По сведениям Краевого государственного унитарного предприятия «Забайкальское БТИ» автомобильные дороги с грунтовым покрытием на основании письма Минэкономразвития от 07.02.2019 г. № 50-70_1017/19 внесены в перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости , соответственно изготовить технический план для постановки на кадастровый учет не представляется возможным. Таким образом, спорная автомобильная дорога местного значения не является самостоятельным объектам недвижимого имущества, в связи с чем на нее не может быть зарегистрировано право собственности в государственном реестре прав, поскольку данное сооружение не отвечает критериям, предъявляемым к объектам недвижимости и порядка его создания. На основании изложенного административный истец, ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №