ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перевалка порт не регулируется - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 03.10.2018 N АКПИ18-801 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 19.05.2018 N 584 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров">
морских портах Дальневосточного бассейна к общему объему перевалки всех грузов в 2016 г. составило 3,4%, в 2017 г. - 3,3%, за первое полугодие в 2018 г. - 3,7%. Перевалка металлолома и черных металлов не является для морских портов ДФО основным направлением деятельности и составляет примерно 3,5% от иных видов деятельности. Соответственно, общий объем перевалки лома и отходов черных металлов является незначительным и несущественным, чтобы можно было судить о создании оспариваемым Постановлением искусственных ограничений или преференций, а в силу ограниченного по времени действия Постановления доминирующее положение в отношении разрешенных морских портов не может быть установлено. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Постановление принято в соответствии с условиями заключенных Российской
Определение № 305-ЭС21-21139 от 17.02.2022 Верховного Суда РФ
естественных монополиях услуги в портах включены в перечень регулируемых сфер деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 статьи 17 Закона № 261 в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг. Тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях (часть 1 статьи 18 Закона № 261-ФЗ). Согласно статьям 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях» данный Закон регулирует деятельность естественных монополий в сфере оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы), на которые регулируются государством, и порядок регулирования цен, тарифов на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования
Постановление № А06-6221/14 от 15.04.2015 АС Поволжского округа
«Волга-порт», который, в свою очередь, примыкает к железнодорожному пути необщего пользования ООО «АЗТ», что следует из технических паспортов этих железнодорожных путей и не отрицается сторонами. Из материалов дела усматривается, что ООО «АЗТ» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с доставкой грузов железнодорожным транспортом по указанным железнодорожным путям, в том числе оказывает услуги по перевалке грузов. У него отсутствует иная возможность обеспечения доставки грузов, кроме как вступать в правоотношения с ООО «Астраханский порт «Развитие» по подаче и уборке вагонов на принадлежащем последнему железнодорожном пути. В этой связи между ООО «АЗТ» и ООО «Астраханский порт «Развитие» 01.01.2013 был заключен договор № Р043Т-01/2013, регулирующий взаимоотношения сторон при подаче-уборке вагонов ООО «АЗТ» на железнодорожном пути необщего пользования заявителя. По данному договору ООО «Астраханский порт «Развитие» (исполнитель) обязалось обеспечивать подачу ООО «АЗТ» (контрагент) вагонов, прибывающих в адрес последнего, своим локомотивом от стрелки № 84 до стрелки № 64 после постановки их на приемо-сдаточный путь локомотивом ОАО «Российские
Постановление № А06-6307/14 от 21.04.2015 АС Поволжского округа
к железнодорожному пути необщего пользования ООО «ПКФ «Волга-Порт», что следует из технических паспортов этих железнодорожных путей. Из материалов дела следует, что ООО «ПКФ «Волга-Порт», осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с доставкой грузов железнодорожным транспортом по указанным железнодорожным путям, в том числе оказывает услуги по перевалке грузов. В силу фактического расположения данных железнодорожных путей, складов и погрузочно-разгрузочных площадок ООО «ПКФ «Волга-Порт» у него отсутствует иная возможность обеспечения доставки грузов, кроме как вступать в правоотношения с ООО «Астраханский порт «Развитие» по подаче и уборке вагонов на принадлежащем последнему железнодорожном пути. В этой связи между ООО «ПКФ «Волга-Порт» и ООО «Астраханский порт «Развитие» 16.08.2013 был заключен договор № 30, регулирующий взаимоотношения сторон при подаче-уборке вагонов ООО «ПКФ «Волга-Порт» на железнодорожном пути необщего пользования общества «Астраханский порт «Развитие». По данному договору ООО «Астраханский порт «Развитие» (исполнитель) обязалось обеспечивать подачу ООО «ПКФ «Волга-Порт» (контрагент) вагонов, прибывающих в адрес последнего, своим локомотивом после постановки их на
Постановление № А06-6223/14 от 12.05.2015 АС Поволжского округа
необщего пользования ООО «Производственное объединение «Железобетон», что следует из технических паспортов этих железнодорожных путей. Из материалов дела следует, что ООО «Производственное объединение «Железобетон», осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с доставкой грузов железнодорожным транспортом по указанным железнодорожным путям, в том числе оказывает услуги по перевалке грузов. В силу фактического расположения данных железнодорожных путей, складов и погрузочно-разгрузочных площадок ООО «Производственное объединение «Железобетон» у него отсутствует иная возможность обеспечения доставки грузов, кроме как вступать в правоотношения с ООО «Астраханский порт «Развитие» по подаче и уборке вагонов на принадлежащем последнему железнодорожном пути. В этой связи между ООО «Производственное объединение «Железобетон» и ООО «Астраханский порт «Развитие» 01.01.2013 был заключен договор № Р04ЖБ-01/2013, регулирующий взаимоотношения сторон при подаче-уборке вагонов ООО «Производственное объединение «Железобетон» на железнодорожном пути необщего пользования общества «Астраханский порт «Развитие». По данному договору ООО «Астраханский порт «Развитие» (исполнитель) обязалось обеспечивать подачу ООО «Производственное объединение «Железобетон» (контрагент) вагонов, прибывающих в адрес последнего, своим локомотивом после
Постановление № А59-6231/14 от 15.09.2015 АС Дальневосточного округа
и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта (пункт 1 статьи 9 КТМ). В пункте 1 статьи 17 Закона о морских портах установлено, что в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг. В силу пункта 2 названной статьи правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами. Таким образом, оказание услуг морскими портами является составляющей их экономической деятельности, которая урегулирована законодательством Российской Федерации и осуществляется под публичным контролем. При этом возмездное оказание услуг, связанных с обслуживанием судов, используемых в целях торгового
Постановление № А05-17119/18 от 10.10.2019 АС Архангельской области
договора и первому абзацу пункта 2.2 узлового соглашения Порт указывает на то, что он как оператор морского терминала является транспортной организацией, которая осуществляет операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и т.д. В связи с этим к отношениям сторон должны применяться нормы Закона № 261-ФЗ и Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденные приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 182 (далее – Правила № 182). Апелляционный суд полагает, что в данном случае суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Порта. Статьей 27 Законом № 261-ФЗ регулируется порядок заключения и условия договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту между оператором морского терминала и перевозчиком, осуществляющим перевозку железнодорожным транспортом. Как правильно указал суд первой инстанции, совместное планирование погрузки и выгрузки грузов является существенным условием договора. Порт не направил Обществу оферту на заключение договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов
Решение № 12-2663/20 от 26.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача груза в контейнере № ZCSU2567797 автомобильному перевозчику «РУСКОН» осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: разнарядке от <Дата> и транспортной накладной от <Дата>. Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п. 51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1). Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством оператора морского терминала перед заказчиком (ЗАО
Решение № 12-51/2016 от 10.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
грузов автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера автомобильному перевозчику ..... была осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной №01 от 31.10.2015 г. Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1). Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством Оператора морского терминала перед клиентом ООО
Решение № 12-50/2016 от 10.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера автомобильному перевозчику ООО «Сельта» была осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной №...... от 24.10.2015 г. Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1). Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством Оператора морского терминала перед клиентом (ООО
Решение № 12-78/2016 от 10.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера автомобильному перевозчику ООО «ТК ......» была осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной РЦЛ-31 от 02.10.2015 г. Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1). Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством Оператора морского терминала перед клиентом ООО
Решение № 12-84/2016 от 09.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера автомобильному перевозчику ООО «......» была осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной РЦЛ-29 от 20.09.2015 г. Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1). Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством Оператора морского терминала перед клиентом (ООО