ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перевозка грузов несколькими перевозчиками - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) <О Транспортной стратегии Российской Федерации>
скоростными режимами движения автотранспортных средств, а также за режимами труда и отдыха водителей (включая применение тахографов) 7. Усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности Железнодорожный транспорт введение лицензирования деятельности по перевозкам грузов железнодорожным транспортом общего пользования и лицензирования деятельности по ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте Автомобильный транспорт включение требований по квалификации водителей и персонала в обязательные условия допуска к профессиональной деятельности на рынке автомобильных перевозок пассажиров и грузов; совершенствование процедур допуска автомобильных перевозчиков на рынок в части соблюдения требований безопасности дорожного движения 8. Развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта Транспортный комплекс формирование многоуровневого информационного пространства, в том числе взаимосвязанных автоматизированных информационных и аналитических систем, обеспечивающих проведение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению транспортной безопасности (информационные и аналитические системы, в том числе автоматизированные, должны строиться по территориально-распределенному принципу с единым центром управления базами данных
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)
отсутствие встречного предоставления ( перевозка груза не осуществлялась), претензия общества отклонена перевозчиком. В возражениях на иск перевозчик сослался на пропуск истцом сокращенного (годичного) срока исковой давности, установленного статьей 125 Устава железнодорожного транспорта. Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены. Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходил из того, что в данном случае заявлен иск о взыскании неосновательного обогащения, который не связан с осуществлением перевозки, поэтому подлежит применению общий (трехлетний) срок исковой давности. Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано ввиду пропуска истцом срока исковой давности. Согласно статье 797 ГК РФ и статье 125 Устава железнодорожного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Устав железнодорожного транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками , пассажирами, грузоотправителями (отправителями),
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.04.1969 N 2 (ред. от 27.11.1981) "О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа"
возможность его применения не утрачена, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, а если возможность разрешения спора в претензионном порядке утрачена, суд прекращает производство по делу. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7) 2.1. В силу ст. 119 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик подведомственные судам иски к перевозчикам, вытекающие из перевозки грузов или багажа на внутреннем транспорте, предъявляются по месту нахождения транспортной организации, к которой в установленном порядке была заявлена претензия, в том числе и тогда, когда наряду с перевозчиком в деле участвует в качестве второго ответчика грузоотправитель. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27.11.81 N 7) -------------------------------- <*> См. ст. 107 Воздушного кодекса Союза ССР 1983 г. 3. Имущественная ответственность колхозов за невыполнение плана перевозок наступает при условии, если перевозки были включены в план по их заявке либо с их согласия по заявке соответствующего органа. Обратить внимание
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"
информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей). Договор перевозки груза 19. В силу пункта 1 статьи 785 ГК РФ договор перевозки груза - это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу. Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки,
Определение № 308-ЭС15-962 от 20.04.2015 Верховного Суда РФ
82 куб.м. Грузоотправителем в указанной заявке указано общество с ограниченной ответственностью «Южный завод Металл Профиль», грузополучателем – филиал общества с ограниченной ответственностью «ЮЗМП» г. Волгоград. В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Устава автомобильного транспорта: грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной; грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза; Из представленной в материалы дела товарно-транспортной накладной от 19.03.2013 № 12Z13/03/19-041
Решение № АКПИ22-553 от 05.10.2022 Верховного Суда РФ
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков , владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической
Определение № 305-ЭС21-16501 от 16.12.2021 Верховного Суда РФ
УЖТ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Тарифы на перевозку грузов, правила их применения, порядок расчета платы за перевозку грузов установлены в Прейскуранте № 10-01. По общему правилу, плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов для перевозки, окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов (статья 30 УЖТ). На перевозку железнодорожным транспортом грузов оформляется перевозочный документ – транспортная
Решение № А83-22504/2021 от 13.09.2022 АС Республики Крым
Устава транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Транспортные железнодорожные накладные, представленные в материалы дела, подтверждают, что перевозки, по которым допущены просрочки в доставке грузов, осуществлялась двумя перевозчиками - ОАО «РЖД» и ФГУП «КЖД». Истец обратился с исковыми требованиями к перевозчику – ФГУП «Крымская железная дорога», что соответствует требованиям Устава. При этом ни грузоотправитель, ни грузополучатель в отношениях между перевозчиками при перевозке грузов несколькими перевозчиками , в том числе при передаче груза между ними, не участвует, и, соответственно, не должен устанавливать и проверять, кто из перевозчиков допустил нарушение срока доставки груза. На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. В основу распределения судебных расходов между сторонами действующим процессуальным законодательством положен принцип возмещения их лицу, которое фактически понесло расходы, за счет проигравшей стороны. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами,
Решение № А83-23152/2022 от 27.07.2023 АС Республики Крым
Устава транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Транспортные железнодорожные накладные, представленные в материалы дела, подтверждают, что перевозки, по которым допущены просрочки в доставке грузов, осуществлялась двумя перевозчиками - ОАО «РЖД» и ФГУП «КЖД». Истец обратился с исковыми требованиями к перевозчику – ФГУП «Крымская железная дорога», что соответствует требованиям Устава. При этом ни грузоотправитель, ни грузополучатель в отношениях между перевозчиками при перевозке грузов несколькими перевозчиками , в том числе при передаче груза между ними, не участвует, и, соответственно, не должен устанавливать и проверять, кто из перевозчиков допустил нарушение срока доставки груза. При таких обстоятельствах, учитывая положения статей 784, 785, 790, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 8, 25, 33, 65, 75, 97, 122 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными
Постановление № 03АП-1728/2015 от 27.04.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
суд считает, что визуальное сходство подписи, установленное вне проведения почерковедческой экспертизы, не является основанием для каких-либо выводов, но, в то же время, налоговый орган не опроверг принадлежность подписи Чертыкову Р.А. Таким образом, апелляционный суд считает, что сам по себе факт подписания документов со стороны спорного контрагента неустановленными лицами не доказан. Отношения по перевозке грузов регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (часть 1). Осуществление предпринимательской деятельности по перевозке грузов предполагает наличие у хозяйствующего субъекта как трудовых ресурсов, так и соответствующего автотранспорта. По данным налогового органа за ООО «Перспектива Региона» не зарегистрированы собственные основные средства, в том числе офисные, складские помещения и транспорт; организацией не представлялись справки по
Постановление № 17АП-6859/2023-ГКУ от 15.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Статья 96 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает обязанность перевозчика возместить ущерб, причиненный при перевозке груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи, а также возвратить взысканную плату за перевозку груза пропорционально количеству утраченного (недостающего) груза. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза или багажа в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа. Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог
Решение № 2-4872 от 09.08.2011 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 года № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. Пунктом 71 ФАП установлено, что перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленным вместе с ним дополнительному билету, багажной квитанции, грузовой накладной, в котором указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому они оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке. Согласно п. 117 ФАП при выполнении перевозки по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному вместе с ним дополнительному билету, багажной квитанции, грузовой накладной, в
Решение № 2-1821/2017 от 11.10.2017 Анапского районного суда (Краснодарский край)
воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе РФ, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе. Согласно п. 71 Приказа перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной. перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному вместе с дополнительным билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой (ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, досматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке, в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231) В соответствии с Федеральными авиационными правилами “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию
Решение № 2-3246/20 от 23.09.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)
воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе РФ, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе. В силу п. 71 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной, перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному вместе с дополнительным билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой (ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке. Пунктом 72 Правил предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренными договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Регулярные
Решение № 12-4/20 от 12.02.2020 Невельского районного суда (Псковская область)
количество, в том числе, специальных разовых разрешений на осуществление международных перевозок, при заполнении нового бланка разрешения, ничего не изменилось, грубых нарушений, влияющих на определение типа используемого разрешения или вида международной перевозки, не допущено, тем не менее один из бланков разрешений, выданных перевозчику, использован повторно для одной и той же поездки. Умысла на обход законодательства или причинение какого-либо ущерба интересам государства, у водителя не было. В Правилах, утвержденных Приказом №302, отсутствуют какие-либо разъяснения, касающиеся перевозки груза несколькими перевозчиками , ответственность, установленная законом – штраф в размере 150 тысяч рублей – должна применяться к серьезным правонарушителям, а Анастасов использовал правильный бланк разрешения, иных нарушений при заполнении бланка разрешения не допустил. Конвенция о международной перевозке грузов 1956 года не регулирует вопросы разрешительной системы, регламентирует лишь вопросы ответственности перевозчиков, водитель перевозчика Анастасов А.Г. принял груз к перевозке в <адрес>, в соответствии со здравым смыслом, заполнил п.12 разрешения. Государственный инспектор Территориального отдела государственного автодорожного надзора