от общества «Газпромстранс» (отправителя) к перевозкепорожние вагоны-цистерны, которые доставлены на станцию назначения с просрочкой. Поскольку направленная в адрес общества «РЖД» претензия с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» оставлена без удовлетворения, общество «Газпромтранс» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции признал факт просрочки доказанным, счел обоснованным размер пеней 1 572 131 рубль 97 копеек. Посчитав возможным в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить размер пеней, суд удовлетворил исковое требование, взыскав с ответчика 1 260 000 рублей. Изменяя решение, суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции не учтены пункты 5.12 и 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 27, предусматривающие увеличение сроков доставки грузов, исчисленных исходя из норм суточного пробега, на 1 сутки при перевозке опасныхгрузов , а также увеличение срока
которым осуществляются перевозки грузов. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1 Правил срок доставки увеличивается на двое суток на операции, связанные с отправлением - прибытием грузов. Пунктом 5.12.1 Правил предусмотрено, что срок доставки увеличивается на 1 сутки при перевозке опасных грузов. В соответствии с пунктом 2.7 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума возврат порожних непромытых цистерн, направляемых после слива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию по пересылочным накладным формы ф.ГУ-27дс и ф. ГУ-27дт, также осуществляется на условиях перевозившегося в них опасногогруза . Знаки опасности и номера ООН с таких цистерн после выгрузки не снимаются. Снятие знаков опасности и номеров ООН производится на промыво-пропарочных станциях (пунктах) по договору, заключенному с перевозчиком. Учитывая, что в железнодорожной накладной № ЭЙ 495391 имеются знаки опасности, а также сведения о том, что цистерны не промыты от опасного груза, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не
грузополучателя после выгрузки (слива) из вагонацистерны, в том числе, полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи закреплены пунктом 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 №50 (далее - Правила №50), а также пунктом 3.11 Правил №25. Согласно пункту 3.3.9 Правил №50, после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан, в том числе: - полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама; - очистить наружную поверхность котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования, а также трафареты на вагоне-цистерне; - опломбировать порожний вагон-цистерну. Как верно установлено судом первой инстанции, поскольку, в рассматриваемом случае, выгрузку опасногогруза обеспечивал ответчик, то с учетом приведенных нормативно-правовых положений, у ответчика в силу статьи 44 Устава железнодорожного транспорта возникло обязательство по очистке вагонов-цистерн от льда, шуги, воды в котле, в которых прибыл адресованный
грузополучателя после выгрузки (слива) из вагонацистерны, в том числе, полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи закреплены пунктом 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 №50 (далее - Правила №50), а также пунктом 3.11 Правил №25. Согласно пункту 3.3.9 Правил №50, после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан, в том числе: - полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама; - очистить наружную поверхность котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования, а также трафареты на вагоне-цистерне; - опломбировать порожний вагон-цистерну. Как верно установлено судом первой инстанции, поскольку, в рассматриваемом случае, выгрузку опасногогруза обеспечивал ответчик, то с учетом приведенных нормативно-правовых положений, у ответчика в силу статьи 44 Устава железнодорожного транспорта возникло обязательство по очистке вагонов-цистерн от остатков груза, грязи, льда, шлама в котле, в которых
и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Арбитражный суд Красноярского края правомерно признал, что просрочка в доставке порожних цистерн составила 8 суток. Перевозкапорожнихцистерн из-под опасногогруза не является перевозкой опасного груза. Наличие на накладной отметки "легковоспламеняется" не может служить доказательством перевозки ответчиком опасных грузов. Согласно Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным Министерством путей сообщения Российской Федерации от 27.12.94, к перевозкам по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в алфавитном указателе (приложение N 2) и в перечне опасных грузов класса А (приложение N 10). Порожние цистерны из-под опасного груза к ним не относятся. Таким образом, судом первой
для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено. Пунктом 1.1.3.5 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), установлено, что требования ДОПОГ не распространяются на порожнюю неочищенную тару, содержавшую вещества классов 2, 3, 4.1, 5.1, 6.1, 8 и 9, если приняты надлежащие меры для нейтрализации всех видов опасности, присущих классам 1-9, однако доказательств принятия таких мер заявителем не представлено. В пункте 5.1.3.1 ДОПОГ установлено, что порожние неочищенные тара (включая КСГМГ и крупногабаритную тару), цистерны (включая автоцистерны, транспортные средства-батареи, съемные цистерны, переносные цистерны, контейнеры-цистерны, МЭГК, MEMU), транспортные средства и контейнеры для перевозки грузов навалом/насыпью, содержавшие опасныегрузы различных классов, за исключением класса 7, должны быть снабжены маркировкой и знаками так же, как и в наполненном состоянии. ФИО1 и цистерна транспортного средства «Камаз 54116» на момент совершения административного правонарушения были снабжены табличкой
испытания; материал из которого изготовлена цистерна, масса автоцистерны в порожнем состоянии и максимально допустимая масса. Административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрена частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Как следует из материалов дела, 25 декабря 2014 года ОАО «Нефтебаза «Красный Яр» организовала перевозку остатков опасного груза №ООН 1202 (дизельное топливо) в порожней неочищенной цистерне 49233202АТЗ4.9, №, под управлением водителя ФИО1, при этом ни в одном транспортном документе не указано, что автоцистерна «порожняя, не очищенная» и какой последний перевозимый опасныйгруз , чем нарушены пункты 5.4.1, 5.4.1.1, п. 5.4.1.1.6, п. 5.4.1.1.6.1, п. 5.4.1.1.6.2 приложения «А» ДОПОГ, на коррозионноустойчивой металлической табличке, прикрепленной к цистерне отсутствовали следующие сведения – номер официального утверждения типа автоцистерны, дата и тип последнего испытания, клеймо эксперта проводившего испытание автоцистерны, материал из которого изготовлена цистерна, масса автоцистерны в порожнем состоянии и максимально допустимая масса, тем
на ней опасный груз ХХХ. При этом, со слов ФИО1, цистерна после перевозки опасного груза не очищалась и была поставлена в ремонт не очищенной, поскольку в этом не было необходимости, ввиду того, что ремонту подлежала только тормозная система полуприцепа, а криогенное оборудование и сам сосуд не ремонтировался; за время ремонта остаточное давление в цистерне снизилось до нуля и, по его (ФИО1) мнению, цистерна стала чистой. Однако, в ходе осмотра оборудования цистерны, на манометре трубопровода, соприкасающегося с внутренним сосудом, в котором непосредственно осуществляется транспортировка опасного груза, было зафиксировано давление газа отличное от нулевого. При этом, при открытии водителем ФИО1 клапана сброса газа, был отчетливо слышен звук исходящего газа (шипение). В соответствии с ДОПОГ, при транспортировке порожнего сосуда после перевозки опасного груза, вне зависимости от количества вещества в цистерне, в полном мере действуют требования, предъявляемые к перевозке опасныхгрузов (за исключением перевозки грузов в упаковке). Как указал сам ФИО1, он перевозил