ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Перевозки в прямом смешанном сообщении - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 85.
стороне, а после фактической передачи - на стороне, принявшей груз. Охрана груженых и порожних вагонов в портах производится средствами и за счет порта. Снятие пломб с груженых вагонов, подаваемых в пункты перевалки под выгрузку, а равно опломбирование вагонов, загруженных в пунктах перевалки грузами, перевозимыми в прямом смешанном сообщении, производятся в соответствии с Правилами перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Ответственность железных дорог и организаций других видов транспорта за сохранность грузов, принятых к перевозке в прямом смешанном сообщении , определяется уставами, кодексами, действующими на соответствующем виде транспорта. При установлении вины железных дорог, судоходных компаний, портов в утрате, недостаче, порче или повреждении груза ответственность несут соответственно железные дороги, судоходные компании, порты. Раздел V. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА
Статья 76.
Статья 76. При перевозке в прямом смешанном сообщении : работы при перегрузке грузов с судов и из складов порта в вагоны, а также из вагонов на суда и в склады порта выполняются портом; работы по перегрузке грузов из вагонов и складов железнодорожной станции на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и склады железнодорожной станции выполняются железной дорогой.
Статья 68.
Статья 68. Перевозка грузов может осуществляться железнодорожным транспортом во взаимодействии с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом, образуя систему прямого смешанного сообщения. Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу (транспортной накладной), составляемому на весь путь следования груза.
Определение № 04АП-259/2015 от 22.12.2015 Верховного Суда РФ
вагоны прибыли на станцию назначения с нарушением срока доставки; доказательства невозможности подачи вагонов грузополучателю в срок, предусмотренный транспортной железнодорожной накладной, а также доказательства отсутствия вины перевозчика либо наличия вины истца в просрочке доставки груза АК «Железные дороги Якутии» не представлено, суды удовлетворили иск. Суды установили, что перевозка осуществлялась в прямом железнодорожном сообщении. Применив по аналогии положения статьи 97 Устава в отношении лица, ответственного перед грузоотправителем (грузополучателем) за просрочку доставки грузов при осуществлении перевозки в прямом смешанном сообщении , суды пришли к выводу о том, что ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Судами отклонен довод ответчика о том, что просрочка была допущена обществом «РЖД» до передачи груза АК «Железные дороги Якутии», поскольку ответчик не лишен права обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков к перевозчику, по вине которого допущено нарушение сроков доставки грузов. Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального
Постановление № А58-5669/14 от 10.09.2015 АС Восточно-Сибирского округа
доставки грузов является перевозчик, выдавший груз. Пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 этого же Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку перевозка в прямом железнодорожном сообщении принципиально не отличается от перевозки в прямом смешанном сообщении (в обоих случаях перевозка осуществляется по одному перевозочному документу несколькими перевозчиками), а также с учетом положений пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд округа полагает возможным применение в данном случае судами к рассматриваемым правоотношениям по аналогии положений статьи 97 Устава железнодорожного транспорта в отношении определения лица, ответственного перед грузоотправителем (грузополучателем) за просрочку доставки грузов при осуществлении перевозки в прямом смешанном сообщении. В этой связи суды пришли к правильным выводам о
Постановление № А81-4518/14 от 14.05.2015 АС Западно-Сибирского округа
к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку перевозка по 23 ЖДН осуществлялась в прямом железнодорожном сообщении по одному перевозочному документу несколькими перевозчиками, учитывая положения пункта 1 статьи 793 ГК РФ, суды правомерно к спорным правоотношениям применили по аналогии положения статьи 97 УЖТ в отношении определения лица, ответственного перед грузоотправителем (грузополучателем) за просрочку доставки грузов при осуществлении перевозки в прямом смешанном сообщении . Учитывая установленные по данному делу обстоятельства, доводы заявителя со ссылками на Тарифное руководство № 4 о том, что он не является лицом, ответственным по статье 97 УЖТ, суд кассационной инстанции считает ошибочным. Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Постановление № Ф03-2980/18 от 02.10.2018 АС Хабаровского края
просрочку. Такое распределение осуществляется путем предъявления требования о возмещении убытков к другому перевозчику, по вине которого также допущена просрочка. Судом первой инстанции учтено, что истец ходе рассмотрения дела не представил достоверных доказательств в подтверждение обстоятельств выдачи груза (в том числе экземпляры накладных с оттисками штемпелей), ходатайств о привлечении к участию в деле иных лиц истцом не заявил. Вместе с тем данные выводы судов сделаны без учета следующего. Согласно статье 2 УЖТ РФ перевозки в прямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта оформляются по единому транспортному документу (транспортная накладная) на весь маршрут следования. Перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта оформляются по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида. Следовательно, в целях отнесения договора перевозки к непрямой смешанной перевозке необходимо ее осуществление по единому перевозочному документу (транспортная накладная). При этом в едином перевозочном документе
Постановление № А59-6073/2017 от 28.05.2018 Пятого арбитражного апелляционного суда
соответствии с прямым указанием статьи 39 УЖТ РФ. Согласно статье 2 УЖТ РФ перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю). Перевозки в прямом смешанном сообщении – это перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования. Иными словами перевозчик - это лицо, принявшее на себя обязательства по договору перевозки железнодорожным транспортом, что прямо следует из содержания статьи 2 УЖТ РФ и не подлежит иному толкованию данной правовой нормы. Понятие перевозки в прямом смешанном сообщении включает конкретную перевозку, но разными видами транспорта. Так, согласно транспортной накладной
Апелляционное определение № 33-1399/20 от 25.05.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При вынесении решения суд не применил положения статей 323, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и статьи 6 Федерального закона от 30 июня 2003 года 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» о солидарной ответственности перевозчика и экспедитора перед грузополучателем. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что сторонами заключен договор перевозки в прямом смешанном сообщении , ответственность за утрату груза по которому перед грузополучателем, несет перевозчик, выдающий грузы. Суд не дал оценку тому обстоятельству, что представленная в материалах дела опись вложения отправления не соответствует требованиям допустимости доказательств, поскольку на ней отсутствует календарный штемпель порта-отправителя груза, а общая объявленная ценность груза не соответствует сумме стоимости каждого содержащегося в грузе предмета. Перевозчик принял к перевозке груз в количестве 47 мест с общей объявленной ценностью в 100 000 руб., соответственно,
Апелляционное определение № 33-3907/20 от 08.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка. В статье 2 приведенного закона дано определение перевозки в прямом смешанном сообщении как перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования. В данном случае имела место перевозка в прямом смешанном сообщении, поскольку по единому документу осуществлялась перевозка вначале железнодорожным транспортом, затем – паромом, затем опять железнодорожным транспортом. Согласно статье 122 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:
Кассационное определение № 2-2102/19 от 12.01.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
квитанции о приеме груза на перевозку грузов контейнерной отправкой № составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, то размер пени за просрочку доставки контейнера составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (106 886 рублей 65 копеек х 9% х 10 суток). Истцом в адрес дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» направлена претензия с приложением согласно описи от ДД.ММ.ГГГГ. В статье 2 Устава железнодорожного транспорта дано определение перевозки в прямом смешанном сообщении как перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования. Согласно статье 122 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт. Поскольку
Решение № 2-354/2022 от 12.01.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)
пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Статьей 33 названного закона установлено, что за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава. Согласно статье 97 Устава, действующей в редакции момент возникновения спорных отношений (в редакции № от 3 августа 2018 года) За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о