ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Подземные воды - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 302-АД15-7515 от 04.09.2015 Верховного Суда РФ
не установлено. Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды , рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной
Постановление № 309-АД15-7566 от 14.09.2015 Верховного Суда РФ
вывозом. При этом общество не имеет лицензии на право пользования недрами на указанном участке. Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды , рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Решение № АКПИ19-82 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
и физических лиц, причинивших вред окружающей среде, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Согласно статье 78 данного Федерального закона определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. К компонентам природной среды Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды , атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1). В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту,
Постановление № 302-АД15-15122 от 26.11.2015 Верховного Суда РФ
не установлено. Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды , рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной
Постановление № А27-15175/2021 от 31.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду». В данном разделе приводятся данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды , почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов. На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 16 Порядка № 66). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Постановление № А43-11289/2010 от 25.01.2011 АС Волго-Вятского округа
ископаемых в Нижегородской области возложено на Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 № 106 для Бурцевского месторождения формовочных песков утвержден норматив потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, при добыче полезных ископаемых на 2006 год в размере 22,9 процента. Протоколом заседания Пермского отделения центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые и подземные воды ) от 15.02.2008 № 25/08-тпи определены уточненные при подготовке годового плана развития горных пород (годовой программы работ) нормативы потерь формовочных песков при добыче по Бурцевскому месторождению на 2007 год в размере 16,9 процента. Данный протокол утвержден начальником департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 24.04.2008. Протоколом заседания Пермского отделения центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые и подземные воды) от 05.08.2008 № 3-с/08-тпи указанные нормативы потерь на 2007 год определены в
Постановление № А66-11929/2021 от 24.06.2022 АС Северо-Западного округа
статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации определено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Согласно статье 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды , которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ. Основания предоставления права пользования участками недр (решение полномочного органа о предоставлении, лицензия на пользование недрами) установлены в статьях 9-11 Закона о недрах. В соответствии со статьей 11 Закона о
Постановление № Ф09-4091/22 от 04.07.2022 АС Уральского округа
из условий пользования недрами по лицензии № ЧЕЛ 81107 ВР не возможно. В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства – без удовлетворения. Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения. Как следует из материалов дела, 14.02.2020 на основании приказа Министерства от 16.01.2020 № 14 «О предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим подземные воды » обществу выдана лицензия № ЧЕЛ 81107 ВР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участке Калачевский-1. В связи с установлением Министерством факта нарушения обществом условий пользования по названной лицензии издано уведомление от 15.04.2021 № 7, в котором указано, что обществом в срок до 14.11.2020 не утвержден в установленном порядке проект работ по геологическому изучению недр (поисков и оценки подземных вод) и
Решение № 7-1307/2016 от 12.10.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО3 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение суда отменить, мотивируя жалобу тем, что в соответствии с п. 5.6 раздела Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения подземных вод, но не реже 1 раза в месяц; выводы суда о том, что подземные воды в районе полигона не используются для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, являются несостоятельными, так как хозяйственно – питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды; Санитарные правила 2.1.5 1059-01 распространяют свое действие на подземные воды, потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно – бытового водоснабжения и лечебных целей; негативное воздействие на подземные воды за пределами земель населенных пунктов потенциально повлечет за собой загрязнение подземных
Решение № 7-1314/2016 от 19.10.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО3 обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение суда отменить, мотивируя жалобу тем, что в соответствии с п. 5.6 раздела Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения подземных вод, но не реже 1 раза в месяц; выводы суда о том, что подземные воды в районе полигона не используются для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, являются несостоятельными, так как хозяйственно – питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды; Санитарные правила 2.1.5 1059-01 распространяют свое действие на подземные воды, потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно – бытового водоснабжения и лечебных целей; негативное воздействие на подземные воды за пределами земель населенных пунктов потенциально повлечет за собой загрязнение подземных
Решение № от 20.10.2010 Находкинского городского суда (Приморский край)
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад Находкинский городской суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ Дело № 2-2559-10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2010 года г. Находка Приморского края Судья Находкинского городского суда Приморского края Логинова Е.В. при секретаре Комаровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Находка в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ель» о запрете действий по сбросу жидких бытовых отходов в почву и подземные воды , УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Находка в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ель» о запрете действий по сбросу жидких бытовых отходов в почву и подземные воды, указав в обоснование требований, что ответчик в ходе производственной деятельности по адресу: Т, осуществляет сброс жидких бытовых отходов в почву и подземные воды. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ель», являющимся абонентом МУП «Находка-Водоканал», было потреблено