ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Полномочия руководителя следственного органа - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № АПЛ19-123 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, руководителям и заместителям руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета, иным руководителям следственных органов Следственного комитета и их заместителям предписано: осуществлять процессуальные полномочия руководителя следственного органа в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и в объеме процессуальных полномочий, установленном данным приказом; принимать процессуальные решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц подчиненного следственного органа; отменять принятые этими лицами незаконные или необоснованные процессуальные решения и прекращать производимые ими процессуальные действия; осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица подчиненного следственного органа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и с учетом предмета ведения, установленного организационно-распорядительными документами руководителя соответствующего
Кассационное определение № 127-КАД21-20 от 01.01.2022 Верховного Суда РФ
права: отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного расследования и другие (абзац третий пункта 2). Пленум Верховного Суда Российской Федерации также обратил внимание, что не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу, в том числе прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия; если лицо не согласно с постановлением прокурора или руководителя следственного органа , вынесенным в соответствии со статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то предметом судебного обжалования выступает не сам по себе отказ прокурора или руководителя следственного органа в удовлетворении обращения лица, а непосредственно те действия (бездействие) и решения органов дознания, их должностных лиц или следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства
Постановление № А19-3473/2021 от 26.09.2022 АС Восточно-Сибирского округа
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (пункт 39 Инструкции № 736). Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа , либо его заместителя (пункт 40 Инструкции № 736). Согласно данной Инструкции исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению (пункт 44). В случае установления при проверке заявления (сообщения) об административном правонарушении, о происшествии обстоятельств, указывающих на признаки преступления, исполнитель обязан незамедлительно подготовить рапорт
Решение № А45-25543/20 от 25.02.2021 АС Новосибирской области
определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением. Согласно п. 40 Инструкции № 736 проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа , либо его заместителя. Пунктом 41 Инструкции № 736 установлено, что по каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Краткое содержание резолюции заносится в графу 7 КУСП. В п. 44 Инструкции № 736 указано, что исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном
Решение № А74-1092/2022 от 01.04.2022 АС Республики Хакасия
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. На основании пункта 40 Инструкции проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа , либо его заместителя. По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, в соответствии с пунктом 41 Инструкции, руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления. Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять
Решение № А76-9729/2023 от 31.10.2023 АС Челябинской области
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (пункт 39 Инструкции № 736). Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа , либо его заместителя (пункт 40 Инструкции № 736). Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению (пункт 44). В случае установления при проверке заявления (сообщения) об административном правонарушении, о происшествии обстоятельств, указывающих на признаки преступления, исполнитель обязан незамедлительно подготовить рапорт об обнаружении признаков
Апелляционное постановление № 22-416/20 от 03.03.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)
Центральный районный суд г. Калининграда старшим следователем 2 отдела СЧ СУ УМВД России по Калининградской области Б. о продлении срока содержания под стражей обвиняемого ФИО2 на 2 месяца, всего до 5 месяцев 25 суток – до 30 марта 2020 года включительно, согласовано 21 января 2020 года с руководителем следственного органа – врио заместителя начальника СЧ СУ УМВД России по Калининградской области Л. Вместе с тем, согласно положениям части 5 статьи 39 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа , предусмотренные статьей 39 УПК РФ, осуществляют руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), а в силу пункта 3.1 Приказа МВД России от 8 ноября 2011 года №58
Апелляционное постановление № 22-353/2022 от 17.01.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. В апелляционном представлении прокурор отдела по надзору за следствием в следственных органах Следственного комитета РФ управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края Д. полагает постановление суда незаконным и подлежащим отмене, поскольку признанное незаконным процессуальное решение относится к исключительной компетенции руководителя следственного органа, а выполнение дополнительных следственных действий в ходе возобновления расследования будет способствовать принятию по делу обоснованного, законного итогового решения. Указывает, что полномочия руководителя следственного органа по отмене незаконных и необоснованных процессуальных решений следователей регламентированы положениями ст.ст.39,214 УПК РФ, то есть не являются произвольными, выносятся ifo результатам изучения материалов уголовного дела и оценки, полученных в ходе предварительного следствия доказательств. Однако суд такой возможности лишен, не обладает полномочиями по оценке доказательств и не вправе предрешать исход расследования уголовного дела. Обращает внимание суда, что по уголовному делу расследуются обстоятельства хищения права собственности на чужое имущество, принадлежащее З., которое по версии следственного
Апелляционное постановление № 22-647/2015 от 23.04.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)
и необоснованным и прекратить уголовное дело № 201427722/32. Указывает, что в отношении ее нарушены требования Конституции РФ. Она является членом избирательной участковой комиссии с правом решающего голоса. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела вышестоящий руководитель следственного органа нарушил порядок отмены постановления о возбуждении уголовного дела. Поскольку уголовное дело не было принято к производству ни руководителем подчиненного следственного органа, ни следователем этого органа. Требования п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ регламентируют полномочия руководителя следственного органа , а не иного лица. Следователю в ходе предварительного расследования она говорила, что возбуждение уголовного дела без разрешения председателя избирательной комиссии и предъявление ей обвинения, - незаконно. Тем не менее он сделал заключение о законности проводимых им следственных действий, не обратив внимания на п. 12 ст. 448 УПК РФ. При допросе она сообщила все сведения о себе, которые спрашивал следователь. Обвинения суда об умалчивании о своем статусе считает несостоятельным. Судом признан факт незаконности
Постановление № 1-128/19 от 02.08.2019 Окуловского районного суда (Новгородская область)
передано для организации дальнейшего расследования руководителю Старорусского межрайонного следственного отдела СУ СК России по <адрес> постановлением первого заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес> ФИО8 М.П. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), ДД.ММ.ГГГГ по поручению руководителя Старорусского межрайонного следственного отдела ФИО4 принято к производству следователем данного следственного отдела ФИО3 (л.д.19). Как видно из постановления первого заместителя руководителя СУ СК России по <адрес> ФИО7 М.П., правовым основанием для изъятия и передачи уголовного дела послужили полномочия руководителя следственного органа , предусмотренные п.1 ч.1 ст.39 УПК РФ, а мотивом принятого решения - перераспределение и оптимизация нагрузки между следственными отделами. При вынесении данного постановления руководителем следственного органа допущено существенное нарушение уголовно-процессуального закона, повлекшее расследование уголовного дела следователем, не имеющим соответствующих полномочий, а потому упомянутое постановление является незаконным Пунктом 1 части 1 статьи 39 УПК РФ предусмотрены полномочия руководителя следственного органа поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у