ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о подтверждении исключения негативного воздействия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС22-6592 от 23.05.2022 Верховного Суда РФ
размещения отходов, направлен обществом в управление. По результатам рассмотрения отчета управлением принято решение от 18.02.2020 № 04-1/1.7-1999 которым обществу отказано в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов за 2019 год в связи с превышениями фоновых значений химических показателей состояния компонентов природной среды (атмосферного воздуха, почвы) на территории, прилегающей к объекту размещения отходов со ссылкой на подпункт «б» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» (далее – Положение № 467). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.12.2020 года по делу № А33-16422/2020 решение управления от 18.02.2020 № 04-1/1.7-1999 признано недействительным. Повторно рассмотрев отчет общества о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов за 2019 год, управление пришло к выводу, что он выполнен с нарушением требований Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении
Определение № А63-3688/20 от 09.06.2021 Верховного Суда РФ
значения соответствующих химических показателей состояния подземных вод на территории, прилегающей к объекту размещения отходов. Не согласившись с указанным решением, ООО «Эко-Сити» обратилось в суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами административного органа о том, что приведенные в отчете данные не содержат значения соответствующих химических показателей состояния подземных вод на территории, прилегающей к объекту размещения отходов; оспариваемое решение принято по основаниям, установленным подпунктом «а» пункта 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 (далее – Положение № 467). Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд округа указал на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку установленное подпунктом «а» пункта 11 Положения № 467 обстоятельство (отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его
Определение № 12АП-8751/19 от 31.03.2020 Верховного Суда РФ
Сведения, отраженные в отчете предприятия, не были признаны судом достоверными, поскольку соответствующие измерения, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, отсутствовали. Руководствуясь статьями 12, 21, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 28.11.2013 № 412-ФЗ «Об Аккредитации в национальной системе аккредитации», Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение Управления Росприроднадзора о неподтверждении
Постановление № А28-4325/18 от 28.02.2019 АС Кировской области
вопрос о замене стоимостной формы размера вреда, причиненного окружающей среде на возложение обязанности на ответчика по восстановлению нарушенного состояния окружающей среде за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, в соответствии с частью 2 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Управление в ходе судебного заседания 09.11.2018 заявляло об этом. В дополнении к апелляционной жалобе Управление указывает следующее: Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 №467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, которое устанавливает необходимость проведении инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества с измерительными функциями, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. С учетом положений вышеуказанного документа для установления соблюдения нормативов качества окружающей среды достаточно одной объединенной пробы, поскольку
Постановление № А57-9499/2017 от 27.02.2018 АС Поволжского округа
пунктом 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 утверждено Положение «О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» (далее ? Положение «О подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов»), которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 утвержден порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и
Постановление № А05-1157/2022 от 14.09.2022 АС Архангельской области
размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов. В программу мониторинга входит, в том числе, мониторинг состояния атмосферного воздуха. В отчет о результатах данного мониторинга включаются сведения о результатах наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей, в том числе, атмосферного воздуха. . Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов от Общества в адрес Управления не поступала. Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 «Об утверждении Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов». Согласно пунктам 3-6 указанного Положения обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей
Решение № 12-274/20 от 01.03.2021 Курганского областного суда (Курганская область)
в соответствии с указанной программой, что также подтверждается заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по <адрес> от 11 февраля 2020г., проводившем по назначению территориального органа Росприроднадзора экспертизу отчета МУП «Шуховской полигон ТБО» за 2019г. (л.д. 60-63). Таким образом, нарушения установленного федеральным органом исполнительной власти порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в области обращения с отходами в части правильности отбора проб параметров среды в 2019г. в деятельности МУП «Шуховской полигон ТБО» отсутствовали. Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016г. № 467, на нарушение которого ссылается административный орган, принято в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и не регулирует вопросы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в установленных Приказом Минприроды России от 4 марта 2016г. № 66 целях, а содержит нормативные предписания, соблюдение которых выступает основанием к освобождению плательщиков от внесения платы за
Решение № 12-1166/18 от 05.02.2019 Череповецкого городского суда (Вологодская область)
жалобе просит постановление Росприроднадзора по Вологодской области № ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело производством прекратить по следующим основаниям. 1. На территории полигона промышленных отходов в соответствии с приказом Минприроды РФ ДД.ММ.ГГГГ № обустройство фоновых скважин не требуется. Во исполнение требований данного приказа, на ПАО «< >» был разработан мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, который в уведомительном порядке направляется в Управление Росприроднадзора по Вологодской области. 2. В экспертном заключении необоснованно сделана ссылка на « Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» № ДД.ММ.ГГГГ так как данное положение применяется на объектах, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, у ПАО «< >» таких объектов нет. 3. Обнаруженные автомобильные покрышки в количестве 15 штук, в районе отвала нефракционного сталеплавильного шлака, местом централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления не является. Покрышки использовались работниками ПАО «< >» для временного разграничения места хранения готовой продукции при отгрузки водным
Решение № 12-224/2022 от 22.08.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)
за разные значения показателей химических веществ в разных точках отбора, без доказанности факта негативного воздействия на окружающую среду, не установлена. Происхождение указанных в постановлении химических веществ не установлено. В экспертном заключении указана неверная единица измерения ртути. Применение нормативов СанПИН 1.2.3685-21 для земель промышленности не предусмотрено. Полигон ТБО находится на земельных участках категории земли промышленности, на территории объекта разработана программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Постановлением Правительства РФ №467 от 26.05.2016 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов. Согласно указанному Положению и ГОСТ 17.43.04-85, критериями для оценки степени загрязнения почв должны быть предельно допустимые количества (ПДК) и ориентировочные допустимые количества (ОДК) химических веществ в почве. Согласно протоколам испытаний почвы, положенным в основу доказательства от 12.10.2021, содержание ПДК химических веществ не превышено. Отбор проб осуществлялся специалистами ЦЛАТИ в точках отбора проб, определенных программой мониторинга, то есть в пределах территории объекта и санитарно-защитной зоны, в соответствии