ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о противодействии коррупции - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 57-АД21-4 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции » рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2- месячный срок разработать, руководствуясь этим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные
Постановление № 67-АД20-1 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
утратило силу с 28 октября 2019 г. в связи с изданием постановления Правительства Новосибирской области от 28 октября 2019 г. № 425-п, далее - Типовое положение), территориальный орган предоставляет государственные услуги в сфере социальной поддержки населения. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 августа 2009 г. № 333 руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, руководителям государственных органов Новосибирской области рекомендовано определить в соответствии с пунктом 4 перечня должностей конкретные должности государственной гражданской службы Новосибирской области в соответствующих исполнительных органах государственной власти, в том числе в территориальных органах областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органах Новосибирской области, несущие коррупционные риски. То обстоятельство, что перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска утвержден до принятия Закона о противодействии коррупции и до издания названных выше Указов Президента Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя не дает оснований для вывода о том, что данный документ не является перечнем
Решение № АКПИ23-464 от 30.08.2023 Верховного Суда РФ
которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Как указывалось ранее, Положение принято Минобрнауки России в соответствии с Законом о противодействии коррупции , Указом Президента Российской Федерации № 309 и Положением № 1065, определяющим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Законом о противодействии коррупции введена единая системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции для соответствующей области деятельности государственных органов, унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской
Решение № АКПИ23-1095 от 30.01.2024 Верховного Суда РФ
применению Правил. Такие разъяснения могут обладать нормативными свойствами, позволяющими применить их неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, что выясняется исходя из содержания принимаемого акта. В связи с этим позиция административных истцов о том, что пункт 3 Постановления исключает обязательность для участников соответствующих правоотношений разъяснений Минстроя России по вопросам применения Правил, является ошибочной, не согласуется с действующим правовым регулированием. Доводы административных истцов о неопределенности оспариваемых нормативных положений, а также их несоответствии статье 1 Закона о противодействии коррупции , статье 10 Закона о защите прав потребителей свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за
Апелляционное определение № АПЛ21-171 от 03.06.2021 Верховного Суда РФ
статье 5 предусмотрено, что Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции (часть 1). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (часть 5). Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции » Минтруду России поручено оказывать федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, консультативную и методическую помощь в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
Определение № А33-12459/2021 от 21.06.2021 АС Красноярского края
положение о закупках (локальный нормативный акт в области закупок), - положения об органах управления, структурных подразделениях (в том числе о бухгалтерии), - организационная структура, в т.ч. географическая структура аудируемого лица с кратким описанием существа хозяйственных операций подразделений: • обособленные подразделения; • филиалы; • представительства; • имущество, находящееся вне места нахождения аудируемого лица, - сбытовая политика и информация об организации каналов сбыта готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, - положение о внутреннем контроле, - положение о противодействии коррупции , - положение о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - внутренние аудиторские отчеты внутреннего аудита (при наличии), ревизионной комиссии, - аудиторское заключение за 2019-2020 годы и письменная информация (при наличии), - решения собственника об утверждении годовой бухгалтерской финансовой отчетности за 2019,2020 годы, - протоколы общих собраний собственников (акционеров, учредителей) за 2019-2021 годы до даты выдачи аудиторского заключения, - регистрационные карты контрольно-кассовой техники, - счетов, счетов-фактур; - актов приема-передачи, актов
Постановление № А51-7703/20 от 27.05.2021 АС Приморского края
участвующими в проведении мероприятия, разработать положение, устанавливающее единый порядок проведения работ по ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда Находкинского городского округа. Контрольно-счетная палата как публичный орган в финансово-бюджетной сфере осуществляет профилактическую деятельность в вверенной ей сфере в части предупреждения коррупции. В рамках реализации возложенной на данный орган задачи ответчик выдвинул Администрации предложение о разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда. Правомерность выдвижения подобных предложений в рамках представления установлена пунктами 6.3, 6.4 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Находкинского городского округа от 16.05.2019 № 36-Р (далее по тексту Стандарт). При этом суд первой инстанции отметил, что предложение о разработке такого порядка носит рекомендательный характер, она направлено на принятие Администрацией мер по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренных п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции », в целях исключения возможного
Постановление № А54-8056/2021 от 12.04.2022 АС Рязанской области
руб. 27 коп. (с учетом осуществленного платежа 300 000 руб.) до 31.12.2022. Управление указало, что осуществление возврата субсидии подлежит обязательному подтверждению следующими документами: утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности и платежные поручения. Не согласившись с указанным решением в части установления срока до 31.12.2022, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением. Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. На основании статей 157, 265 и 269.2 БК РФ и Положения о главном управлении контроля и противодействия коррупции Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 11.10.2017 № 248, управление является органом, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений. Согласно статье 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. В статье 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что
Постановление № А33-3709/17 от 05.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
09.01.2014 №2), действовавшего в спорный период, определяет понятие аудиторной нагрузки, как занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся; и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий - без аудиторных занятий, в связи с чем, соответствующие доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании положений конкурсной документации. Ссылка в апелляционной жалобе НОУ ДПО «АйТи» на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что также не отвечают критерию сопоставимости контракты на оказание образовательных услуг ввиду несовпадения программ по предмету закупки (лоту №2), а именно: комиссией учтены контракты по оказанию образовательных услуг по направлениям «Юриспруденция», «Психология», «Противодействие коррупции » (государственные контракты: том 3 л.д. 17; том 4 л.д. 146-151; том 5 л.д. 37-41), опровергаются письмом Агентства государственного заказа Красноярского края от 08.02.2017 № 87-3-142/17 (том 1 л.д. 54-56). В названном письме указано, что комиссией был определен ряд программ, которые не соответствовали предмету закупки и имели направления «Юриспруденция»
Постановление № А57-24278/16 от 16.01.2018 АС Поволжского округа
экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД РФ по г. Саратову, выразившихся в ненадлежащем хранении изъятых товарно-материальных ценностей, повлекших их частичную утрату, ей причинены убытки, обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды предыдущих инстанций руководствовались положениями статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и исходили из недоказанности истцом наличия вины и незаконных действий (бездействий), совершенных должностными лицами, причинно-следственной связи между действиями сотрудников ответчика и наступившим вредом (убытками) у истца, а также факта утраты раннее изъятого имущества, при этом указав на следующие обстоятельства. Из материала дела усматривается, что оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД РФ по г. Саратову лейтенант полиции Мажников А.Н. 08.10.2015 в рамках доследственной проверки по заявлению Черных А.А. (КУСП от 06.10.2015 № 10304) по протоколу изъятия вещей и документов в магазине «Смайлик» (по адресу: г. Саратов, ул. Горького, д.30 «А», Торговый
Постановление № 16-3355/2023 от 15.01.2024 Пятого кассационного суда общей юрисдикции
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление вины юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется в производстве по делу об административном правонарушении (пункт 3 статьи 26.1 данного кодекса). Нижестоящие судебные инстанции, рассматривая дело об административном правонарушении, верно установили, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То обстоятельство, что обществом разработано и утверждено Положение о противодействии коррупции , не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Каргилл» состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается факт незаконной передачи вознаграждения от имени данного юридического лица и в интересах данного общества. Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Из материалов дела не усматривается, что у нижестоящих судебных инстанций
Решение № 2-770/2023 от 31.08.2023 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)
круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры «Зункарское социально-культурное объединение» Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - МКУК «Зункарское социально-культурное объединение» Нефтекумского городского округа Ставропольского края), и просит обязать ответчика исполнить в 30-ти дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу требования по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ, а именно: разработать план по противодействию коррупции на 2023 год, положение о противодействии коррупции в учреждении, а также положение по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, мотивируя следующим. Прокуратурой Нефтекумского района проведена проверка исполнения МКУК «Зункарское социально-культурное объединение» Нефтекумского городского округа Ставропольского края требований законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены следующие нарушения: не приняты меры по предупреждению и противодействию коррупции, согласно ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ, а именно: отсутствует разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации
Решение № 2А-4190/20 от 23.11.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)
указанным иском, в обоснование которого указала, что на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГг. XXXX в адрес ТСЖ «XXXX» с Уссурийской городской прокуратуры поступило требование о предоставлении сведений за XXXX с указанием в срок до ДД.ММ.ГГг. предоставить сведения о том, каким образом ТСЖ «XXXX» выполняет требования законодательства о противодействии коррупции. ДД.ММ.ГГг. ТСЖ «XXXX» в установленный прокурором срок направило прокурору ответ об исполнении законодательства о противодействии коррупции и предоставило разработанное и утвержденное ДД.ММ.ГГг. Положение о противодействии коррупции в ТСЖ «XXXX», Кодекс корпоративной этики и служебного поведения в ТСЖ «XXXX» и иные документы, касающиеся проверки. В указанных документах ТСЖ «XXXX» отразила весь комплекс мер по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений. По итогам проведенной проверки ДД.ММ.ГГ от и.о. Уссурийского городского прокурора юриста 1 класса Синенко В.С. в адрес председателя правления Товарищества собственников жилья «XXXX» Дубовецкой Н.А. поступило представление за XXXX об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В представлении указано, что в