от 16 ноября 2021 г. N АПЛ21-431 Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зайцева В.Ю., Нефедова О.Н., при секретаре Г., с участием прокурора Никоноровой О.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНВИО ГРУПП" о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 5.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннегоконтроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЭНВИО ГРУПП" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2021 г. по делу N АКПИ21-487, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Центрального банка Российской Федерации Л., А., Федеральной службы по финансовому мониторингу В., заключение прокурора Генеральной
интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсайдерской информацией между сотрудниками и подразделениями общества. Рекомендуется, чтобы совет директоров утвердил документ по использованию инсайдерской информации, который может стать составной частью Положения об информационной политике общества. 4.2.2. В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации. Глава 8. КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: (1) принятие и обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана; (2) установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннегоконтроля; (3) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе , в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны исполнительных органов и должностных лиц общества; (4) предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков; (5) обеспечение достоверности
г. № 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58. Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены. В нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ общество в течение длительного времени не состоит на учете в Росфинмониторинга; в обществе отсутствуют правила внутреннегоконтроля и специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию, то есть отсутствует организованная система внутреннего контроля; руководителем общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующее обучение не проводится. В соответствии со
соответствии с п.3.1.1. Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.03.2007г. №07-21/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» лицензионными требованиями и условиями являются: соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок. В нарушение требований п.2.5. Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н, Положение о внутреннем контроле Общества , утвержденное советом директоров от 20.06.2006г., не содержит типовую форму отчета контролера о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации. Указанное нарушение лицензионных требований является общим для всех четырех видов лицензируемой деятельности. В нарушение требований п.14 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного постановлением ФКЦБ России №32 и
2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" Лицензионными требованиями и условиями являются: соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок. Лицом, привлекаемым к ответственности допущены следующие нарушения. В нарушение требований п. 2.5. Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н, Положение о внутреннем контроле Общества , утвержденное советом директоров от 20.06.2006, не содержит типовую форму отчета контролера о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации. Указанное нарушение лицензионных требований является общим для всех четырех видов лицензируемой деятельности. Заявителем допущены следующие нарушения в сфере брокерской и дилерской деятельности: В нарушение требований п. 14 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и
покупателями. Как следует из внутреннего регистра учета сделок с ценными бумагами и опубликованных объявлений об итогах аукционов по продаже акций акционерных обществ Обществом, в период с 06.05.2004 по 22.12.2006 организованы аукционы по продаже акций ста двенадцати акционерных обществ, проспект ценных бумаг (проспект эмиссии ценных бумаг) которых, в нарушение требований вышеуказанного Закона не зарегистрирован регистрирующим органом. В нарушение требований п.4 Приказа ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н Общество в срок до 01.08.2006 не привело Положение о внутреннем контроле Общества в соответствие с требованиями Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н (далее - Положения о внутреннем контроле профессионального участника). Положение о внутреннем контроле Общества, утвержденное директором Общества 15.04.1999, не соответствует требованиям Положения о внутреннем контроле профессионального участника. В нарушение требований п.4.1, 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника контролер Общества ненадлежащим образом выполняет свои функции: в нарушение требований п.6.1.2. Положения о внутреннем контроле
ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД», был возвращен обществу на основании пункта 51.3 Административного регламента в связи с несоблюдением требований пунктов 10.1-18 указанного регламента, а также в связи с несоблюдением требований законодательства, а именно было установлено: 1. Несоответствие Общества абзацу второму пункта 2.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннемконтроле) Обществом не включена должность контролера в штат работников, ФИО4 принят на должность заместителя генерального директора по внутреннему контролю). В расчет размера собственных средств Общества включены активы, не предусмотренные требованиями пункта 2.2 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (в состав активов расчета собственных средств Общества включены программно-аппаратные средства, а также дебиторская задолженность). Наличие в документах, представленных Обществом недостоверной и искаженной информации, а именно: - в пункте 1.9 анкеты,
фиксирования информации о случаях отказа в соответствии с Федеральным законом от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и основаниях принятия решений об отказе. Как следует из материалов дела, сведения, полученные в ходе идентификации, фиксируются Обществом в залоговом билете. При этом в залоговом билете фиксируются не все идентификационные сведения, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ и Положением 444-П. Кроме того, Обществом не установлены в отношении клиентов - физических лиц сведения, установление которых обязательно в силу требований действующего законодательства. Также Управлением установлено несоответствие правил внутреннегоконтроля Ломбарда требованиям, установленным Положением №445-П, Указания № 3471-У. Таким образом, факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Закона N 115-ФЗ, Положений Банка России от 15.12.2014 №445-П и от 12.12.2014 №444-П и Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У установлен административным органом, судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается. Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации
правонарушении 24.03.2014г. Суд первой инстанции, делая вывод о необходимости использования обществом закрытого Перечня при идентификации клиентов, не применил закон, подлежащий применению, а именно п.2 ст.6 Федерального законао противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и п.7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.Росфинмониторинг не вправе устанавливать для лиц обязанность пользоваться при идентификации исключительно закрытым Перечнем, а в случае использования Перечня, находящегося в открытом доступе, расценивать эти действия как ненадлежащее осуществление внутреннегоконтроля. Также неверно применен материальный закон при оценке доводов о присвоении и фиксировании повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание общества ЗАО «Крона» и ООО «Финансовые технологии». Указанные организации не находятся на обслуживании ОАО «Кировэнергосбыт», соответственно клиентами общества не являются и идентифицировать их общество не обязано. Предоставляя займы указанным лицам, общество осуществляло операции с собственными денежными средствами. Действие законодательствао противодействии