ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Положение о внутреннем контроле общества - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.11.2021 N АПЛ21-431 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.08.2021 N АКПИ21-487, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 5.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма">
от 16 ноября 2021 г. N АПЛ21-431 Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зайцева В.Ю., Нефедова О.Н., при секретаре Г., с участием прокурора Никоноровой О.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭНВИО ГРУПП" о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 5.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЭНВИО ГРУПП" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2021 г. по делу N АКПИ21-487, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Центрального банка Российской Федерации Л., А., Федеральной службы по финансовому мониторингу В., заключение прокурора Генеральной
Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002)
интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсайдерской информацией между сотрудниками и подразделениями общества. Рекомендуется, чтобы совет директоров утвердил документ по использованию инсайдерской информации, который может стать составной частью Положения об информационной политике общества. 4.2.2. В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации. Глава 8. КОНТРОЛЬ ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: (1) принятие и обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана; (2) установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннего контроля; (3) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе , в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны исполнительных органов и должностных лиц общества; (4) предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков; (5) обеспечение достоверности
Постановление № 77-АД19-1 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
г. № 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. № 58. Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены. В нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ общество в течение длительного времени не состоит на учете в Росфинмониторинга; в обществе отсутствуют правила внутреннего контроля и специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию, то есть отсутствует организованная система внутреннего контроля; руководителем общества не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующее обучение не проводится. В соответствии со
Постановление № 11АП-6482/2007 от 08.10.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
соответствии с п.3.1.1. Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.03.2007г. №07-21/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» лицензионными требованиями и условиями являются: соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок. В нарушение требований п.2.5. Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н, Положение о внутреннем контроле Общества , утвержденное советом директоров от 20.06.2006г., не содержит типовую форму отчета контролера о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации. Указанное нарушение лицензионных требований является общим для всех четырех видов лицензируемой деятельности. В нарушение требований п.14 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного постановлением ФКЦБ России №32 и
Решение № А65-15365/07 от 23.08.2007 АС Республики Татарстан
2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" Лицензионными требованиями и условиями являются: соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок. Лицом, привлекаемым к ответственности допущены следующие нарушения. В нарушение требований п. 2.5. Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н, Положение о внутреннем контроле Общества , утвержденное советом директоров от 20.06.2006, не содержит типовую форму отчета контролера о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации. Указанное нарушение лицензионных требований является общим для всех четырех видов лицензируемой деятельности. Заявителем допущены следующие нарушения в сфере брокерской и дилерской деятельности: В нарушение требований п. 14 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и
Решение № А65-6774/07 от 20.04.2007 АС Республики Татарстан
покупателями. Как следует из внутреннего регистра учета сделок с ценными бумагами и опубликованных объявлений об итогах аукционов по продаже акций акционерных обществ Обществом, в период с 06.05.2004 по 22.12.2006 организованы аукционы по продаже акций ста двенадцати акционерных обществ, проспект ценных бумаг (проспект эмиссии ценных бумаг) которых, в нарушение требований вышеуказанного Закона не зарегистрирован регистрирующим органом. В нарушение требований п.4 Приказа ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н Общество в срок до 01.08.2006 не привело Положение о внутреннем контроле Общества в соответствие с требованиями Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 21.03.2006 №06-29/пз-н (далее - Положения о внутреннем контроле профессионального участника). Положение о внутреннем контроле Общества, утвержденное директором Общества 15.04.1999, не соответствует требованиям Положения о внутреннем контроле профессионального участника. В нарушение требований п.4.1, 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника контролер Общества ненадлежащим образом выполняет свои функции: в нарушение требований п.6.1.2. Положения о внутреннем контроле
Решение № А40-166082/15 от 24.11.2015 АС города Москвы
ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД», был возвращен обществу на основании пункта 51.3 Административного регламента в связи с несоблюдением требований пунктов 10.1-18 указанного регламента, а также в связи с несоблюдением требований законодательства, а именно было установлено: 1. Несоответствие Общества абзацу второму пункта 2.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле) Обществом не включена должность контролера в штат работников, ФИО4 принят на должность заместителя генерального директора по внутреннему контролю). В расчет размера собственных средств Общества включены активы, не предусмотренные требованиями пункта 2.2 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (в состав активов расчета собственных средств Общества включены программно-аппаратные средства, а также дебиторская задолженность). Наличие в документах, представленных Обществом недостоверной и искаженной информации, а именно: - в пункте 1.9 анкеты,
Постановление № А56-58054/17 от 10.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
фиксирования информации о случаях отказа в соответствии с Федеральным законом от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и основаниях принятия решений об отказе. Как следует из материалов дела, сведения, полученные в ходе идентификации, фиксируются Обществом в залоговом билете. При этом в залоговом билете фиксируются не все идентификационные сведения, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ и Положением 444-П. Кроме того, Обществом не установлены в отношении клиентов - физических лиц сведения, установление которых обязательно в силу требований действующего законодательства. Также Управлением установлено несоответствие правил внутреннего контроля Ломбарда требованиям, установленным Положением №445-П, Указания № 3471-У. Таким образом, факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Закона N 115-ФЗ, Положений Банка России от 15.12.2014 №445-П и от 12.12.2014 №444-П и Указания Банка России от 05.12.2014 № 3471-У установлен административным органом, судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается. Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации
Решение № 7-514/2014 от 02.09.2014 Кировского областного суда (Кировская область)
правонарушении 24.03.2014г. Суд первой инстанции, делая вывод о необходимости использования обществом закрытого Перечня при идентификации клиентов, не применил закон, подлежащий применению, а именно п.2 ст.6 Федерального законао противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и п.7 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.Росфинмониторинг не вправе устанавливать для лиц обязанность пользоваться при идентификации исключительно закрытым Перечнем, а в случае использования Перечня, находящегося в открытом доступе, расценивать эти действия как ненадлежащее осуществление внутреннего контроля. Также неверно применен материальный закон при оценке доводов о присвоении и фиксировании повышенной степени уровня риска при принятии на обслуживание общества ЗАО «Крона» и ООО «Финансовые технологии». Указанные организации не находятся на обслуживании ОАО «Кировэнергосбыт», соответственно клиентами общества не являются и идентифицировать их общество не обязано. Предоставляя займы указанным лицам, общество осуществляло операции с собственными денежными средствами. Действие законодательствао противодействии