ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Понятие происшествие - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Примерная программа подготовки трактористов категории "C" (утв. Минобразования России 24.09.2001)
дороги, погодных и гидрометеорологических условий. Особенности движения в тумане, по горным дорогам. Опасные участки автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск, подъезды к мостам, железнодорожным переездам; другие опасные участки. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледяным перевалам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. ТЕМА 1.7. Дорожно-транспортные происшествия Понятия о дорожно-транспортной ситуации и дорожно-транспортном происшествии . Классификация дорожно-транспортных происшествий. Аварийность на загородных дорогах, в сельской местности. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход трактора из повиновения тракториста, техническая неисправность трактора и другие. Причины, связанные с трактористом: низкая квалификация, переутомление, сон за рулем, несоблюдение режима труда и отдыха. Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий: состояние трактора и дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам,
"Примерная программа подготовки трактористов категории "D" (утв. Минобразования России 24.09.2001)
дороги, погодных и гидрометеорологических условий. Особенности движения в тумане, по горным дорогам. Опасные участки автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск, подъезды к мостам, железнодорожным переездам; другие опасные участки. Пользование дорогами в осенний и весенние периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледяным перевалам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог; применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. ТЕМА 1.7. Дорожно-транспортные происшествия Понятия о дорожно-транспортной ситуации и дорожно-транспортном происшествии . Классификация дорожно-транспортных происшествий. Аварийность на загородных дорогах, в сельской местности. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход трактора из повиновения тракториста, техническая неисправность трактора и другие. Причины, связанные с трактористом: низкая квалификация, переутомление, сон за рулем, несоблюдение режима труда и отдыха. Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий: состояние трактора и дороги, наличие средств регулирования дорожного движения и другие условия. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам,
"Методические рекомендации по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных образовательных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации" (утв. МЧС России 20.04.2016 N 2-4-71-18-33)
скорой медицинской помощи, службы газовых сетей и т.д., их информационное взаимодействие с системой-112. Основные понятия систем пожарной сигнализации в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ). Назначение, область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной (ОПС) сигнализации. Структурные схемы защиты объектов средствами АПС и ОПС. Требования к системам пожарной сигнализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". Пожарные извещатели. Назначение, область применения, классификация, основные параметры пожарных извещателей. Современные и перспективные приемно-контрольные приборы и сигнально-пусковые устройства пожарной сигнализации: назначение, область применения и общее устройство. Система оповещения населения о ЧС. Общие положения по организации системы оповещения населения о ЧС. Виды оповещения. Система оповещения потенциально опасных объектов. Система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Автоматизированные системы централизованного оповещения населения в субъектах Российской Федерации. Тема 2.5. Характеристика происшествий Вебинар - 2 часа. Классификация обращений населения по единому номеру "112". Классификация происшествий. Классификация
"Методические рекомендации по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных образовательных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации" (утв. МЧС России 16.11.2015 N 2-4-87-40-33)
МЧС России, полиции, скорой медицинской помощи, службы газовых сетей и т.д., их информационное взаимодействие с системой-112. Основные понятия систем пожарной сигнализации в соответствии с "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности" (N 123-ФЗ). Назначение, область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной (ОПС) сигнализации. Структурные схемы защиты объектов средствами АПС и ОПС. Требования к системам пожарной сигнализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (N 123-ФЗ). Пожарные извещатели. Назначение, область применения, классификация, основные параметры пожарных извещателей. Современные и перспективные приемно-контрольные приборы и сигнально-пусковые устройства пожарной сигнализации: назначение, область применения и общее устройство. Система оповещения населения о ЧС. Общие положения по организации системы оповещения населения о ЧС. Виды оповещения. Система оповещения потенциально опасных объектов. Система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Автоматизированные системы централизованного оповещения населения в субъектах РФ. Тема 2.5. Характеристика происшествий Вебинар - 2 часа. Классификация обращений населения по единому номеру "112". Классификация происшествий. Классификация ЧС. Аналитика и
Определение № 07АП-12479/18 от 05.09.2019 Верховного Суда РФ
МТ 0348 в качестве страховых случаев. Довод о повреждении крана в дорожно-транспортном происшествии, возникшем по вине страхователя либо вине допущенного им к управлению лица, определенном в качестве страхового случая, противоречит условиям страхования. Из установленного судами содержания договора следует, что под термином дорожно-транспортное происшествие понимается определение такового в соответствии с формулировкой действующего законодательства, следовательно, содержащейся в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090. Заявленный случай не отвечает понятиям дорожно- транспортного происшествия в пределах дороги как места, обустроенного для движения транспортных средств. Исключение из страхового покрытия имевшего место случая повреждения имущества, вызванного нарушением правил эксплуатации, предусмотренных заводом-изготовителем, не противоречит статьям 421, 942, 943 Гражданского кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил: отказать обществу с ограниченной ответственностью «Сибстройнефтегаз» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской
Постановление № 10-АД19-3 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное понятие дорожно-транспортного происшествия содержится в Правилах дорожного движения. Из системного толкования Правил дорожного движения для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие движущегося по дороге транспортного средства, само событие должно быть связано с этим транспортным средством, а возникшие последствия события должны соответствовать перечисленным в понятии «дорожно-транспортного происшествия» (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб). Из материалов дела следует, что в результате события, произошедшего 06 ноября 2018 года в 23 часа 42 минуты на 204 км автодороги «Киров - В.Поляны», наступили последствия, соответствующие определению «дорожно-транспортное происшествие ». Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Байбердиным А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными
Постановление № 16АП-374/19 от 29.04.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
водоснабжения и (или) водоотведения. В пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013 (далее -Правила №644) определено понятие «авария» как опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде. Само понятие «происшествие » означает событие, случай, что-нибудь, нарушающее нормальный порядок, обычный ход вещей, нормальное течение жизни. В пунктах 2.10.21, 2.10.24, 2.10.25, 2.10.27. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 указано, что авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории. В зависимости от характера производимой работы или размера
Постановление № 01АП-4428/19 от 18.07.2019 Первого арбитражного апелляционного суда
(ограничения) водоснабжения. В пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013 (далее - Правила № 644) определено понятие «авария» как опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде. Само понятие «происшествие » означает событие, случай, что-нибудь, нарушающее нормальный порядок, обычный ход вещей, нормальное течение жизни. В пунктах 2.10.21, 2.10.24, 2.10.25, 2.10.27 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168 (далее – ПТЭ), указано, что авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории. В зависимости от характера производимой
Решение № А61-5461/18 от 06.12.2018 АС Республики Северная Осетия-Алания
стандарта. Следовательно, кратковременное прекращение подачи холодной воды либо приостановление технологического процесса является допустимым действием и не влечет существенных последствий для Общества. Согласно пункту 2 Правил №644 "авария" - опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде. Само понятие «происшествие » означает событие, случай, что-нибудь, нарушающее нормальный порядок, обычный ход вещей, нормальное течение жизни. В соответствии с пунктом 2.10.21. Правил технической эксплуатации авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории. В этой связи применительно к рассматриваемой ситуации положения раздела 8 договора «Условия временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения» применению не подлежат, поскольку распространяются на случаи планового
Решение № А41-17176/19 от 10.06.2019 АС Московской области
(или) водоотведения. В пункте 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644) определено понятие "авария" как опасное техногенное происшествие, приводящее к ограничению или прекращению водоснабжения и (или) водоотведения, создающее на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем, в том числе на водопроводных и (или) канализационных сетях, угрозу жизни и здоровью людей или приводящее к нанесению ущерба окружающей среде. Само понятие "происшествие " означает событие, случай, что-нибудь, нарушающее нормальный порядок, обычный ход вещей, нормальное течение жизни. В соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. При этом требование об изменении или о расторжении договора может
Постановление № 03АП-4333/2015 от 15.09.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Учитывая содержание пункта 3.1.1.1. Правил при определении события - ДТП в качестве страхового случая стороны основывались на терминах в том значении, в котором данное понятие используется в Правилах дорожного движения. Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, «дорожно-транспортное происшествие » - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на
Решение № 2-74 от 10.03.2011 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)
с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю либо иным лицам. Наступление страхового случая состоит в причинении вреда в результате возникшей опасности, от которой осуществляется страхование. В соответствии с п. 4.1. Правил страхования страховыми рисками, то есть предполагаемыми событиями, на случай наступления которых осуществлялось страхование, являются гибель (полная или конструктивная), пропажа без вести или повреждение воздушного судна в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования. В п. 1.2.8. Правил страхования закреплено понятие «Происшествие » - внезапное непредвиденное событие при эксплуатации воздушного судна, которое привело к его гибели, пропаже без вести или повреждению. Согласно п.п. 4.9.1., 4.9.5 Правил страхования страхование не действует при: использовании воздушного судна в незаконных целях или в целях, не соответствующих указанным в договоре страхования; при использовании для взлета или посадки аэродрома (площадки), который не соответствует требованиям для данного типа воздушного судна, если это не связано с непреодолимой силой. В этой связи указание в п.п.
Апелляционное определение № 760024-01-2020-001437-52 от 15.02.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)
ТС (попадание, соударение, соприкосновение, падение) инородных предметов, в том числе камней и иных предметов, вылетевших из-под колес или упавших с других транспортных средств, наезд на препятствие, опрокидывание или падение ТС, произошедшие вне дорог или прилегающих территорий и приведшие к повреждению или уничтожению застрахованного имущества. Таким образом, с учетом формулировки п. 4.1.4 Правил страхования, не содержащей требований к территории, на которой могут произойти перечисленные события, формулировки п. 4.1.3 Правил страхования, содержащей перечень событий, подпадающих под понятие «происшествие вне дорог», и положений ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд сделал правомерный вывод о том, что спорное событие согласовано сторонами при заключении договора страхования в качестве страхового случая и может быть отнесено к страховому случаю по риску «Природные и техногенные факторы» (затопление). Факт события и его обстоятельства подтверждены страхователем в установленном законом порядке и в соответствии с п. 4.1.4 Правил страхования документами, выданными компетентными органами и оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской
Определение № 88-13950/2021 от 15.06.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции
соударение, соприкосновение, падение) инородных предметов, в том числе камней и иных предметов, вылетевших из- под колес или упавших с других транспортных средств, наезд на препятствие, опрокидывание или падение 7 С, произошедшие вне дорог или прилегающих территорий и приведшие к повреждению или уничтожению застрахованного имущества. Таким образом, с учетом формулировки п. 4.1.4 Правил страхования, не содержащей требований к территории, на которой могут произойти перечисленные события, формулировки п. 4.1.3 Правил страхования, содержащей перечень событий, подпадающих под понятие «происшествие вне дорог», и положений ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное событие согласовано сторонами при заключении договора страхования в качестве страхового случая и может быть отнесено к страховому случаю по риску «Природные и техногенные факторы» (затопление). Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также исходил из того, что факт события и его обстоятельства подтверждены страхователем в установленном законом порядке и в соответствии с