полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515 (далее – Порядок № 515), использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка). На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (пункт 13 Порядка № 515). Арендаторы составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ (часть 1 статьи 88 ЛК РФ). Как следует из части 1 статьи 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом Министерство является уполномоченным органом на проведение государственной экспертизыпроектаосвоениялесов , расположенных на территории государственного природного заказника «Баджальский». Вместе с тем на государственную экспертизу
может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 88, 103, 111,112 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», Порядкомгосударственной или муниципальной экспертизыпроектаосвоениялесов , утвержденным приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», Законом Челябинской области от 14.05.2002 № 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области", постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2009 № 367-П "О государственных природных заказниках Челябинской области", утвердившим границы и Положение о Серпиевском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, пришел к выводам, что основанием для отказа министерства в согласовании проектов освоения
согласно проекту освоения лесов (пункт 13 Порядка № 515). Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (часть 1 статьи 88 ЛК РФ). Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ). Государственнаяэкспертизапроектовосвоениялесов , расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 89 ЛК РФ). В соответствии с подпунктом 5.19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, пунктами 16-19, 39 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы
осуществления рекреационной деятельности, сроком на 49 лет. В соответствии со статьями 12, 88 Лесного кодекса Российской федерации, а также в соответствии с пунктом 3.4 Договора, в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов». Как указал истец, до настоящего времени проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в министерство не предоставлен. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, министерство направило в адрес ответчика письмо от 05.06.2020 № 27-05-02/10902 с предложением о досрочном расторжении договора. Письмо было получено ответчиком 23.06.2020, что подтверждается почтовым уведомлением, однако требования остались без удовлетворения.
растений и которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Оценка обоснованности судом заключения сторонами договоров аренды лесных участков не входит в предмет настоящего спора, с учетом чего суд в указанной части доводы заявителя по существу не рассматривает. Оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что установленный порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов соблюден, у комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов имелись основания для оформления отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, оспоренные приказы являются законными и обоснованными. В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 ЛК РФ). Согласно части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Разделом II Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" установлены требования к содержанию проекта освоения лесов. Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка). Согласно п.п. 10, 10.1 Порядка положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия
в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», лесохозяйственным регламентом Чарышского лесничества и в соответствии с мероприятиями по сохранению, перечисленными в Красной книге Алтайского края. Считая указанные приказы Министерства незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя, ООО «Артель Солнечная» обратилось в арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов соблюден, у комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов имелись основания для оформления отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, оспоренные приказы являются законными и обоснованными. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и
или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.2). Органом, осуществляющим на территории Челябинской области полномочия в области лесных отношений, включая полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, является Главное управление лесами Челябинской области (пп.1 п.1 ст.83 ЛК РФ, Положение о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденное постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 №385). Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов , утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 №545. Согласно пункту 11 указанного порядка, отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Из содержания оспоренных заявителем отрицательных заключений государственной экспертизы проектов освоения лесов следует, что основанием для выдачи таких
пункта 13 Договора, Арендатор обязан в течение 12 месяцев с момента подписания настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. Согласно пункту 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пп. «а» п.12 договора Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.Проект освоения лесов, при условии его легализации, является обязательным к применению, как хозяйствующими субъектами, так и органами, наделенными административно-властными полномочиями. Как установлено частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является
13 Договора, Арендатор обязан в течение 12 месяцев с момента подписания настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно пункту 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пп. «а» п.12 договора Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Проект освоения лесов, при условии его легализации, является обязательным к применению, как хозяйствующими субъектами, так и органами, наделенными административно-властными полномочиями. Как установлено ч. 1 ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией
использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно пункту 9 порядка разработки проекта освоения лесов раздел «мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» должен содержать среди прочего проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.89 Лесного кодекса РФ). Во исполнение указанной нормы приказом Минприроды РФ от {Дата} {Номер} порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов , согласно пункту 3 которого целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.3.1.1.6 положения о министерства лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением правительства Кировской области от {Дата} {Номер} министерство проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда. положительное заключение
Договора, Арендатор обязан в течение 12 месяцев с момента подписания настоящего Договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно пункту 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от 26.09.2016 № 496. В соответствии с пп. «а» п.12 договора Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Проект освоения лесов, при условии его легализации, является обязательным к применению, как хозяйствующими субъектами, так и органами, наделенными административно-властными полномочиями. Как установлено частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной
постоянного (бессрочного) пользования и сервитута, является закрытым, поэтому положения указанной нормы закона не применяется к характеру возникших правоотношений между ФИО1 и министерством лесного комплекса Иркутской области. Также, приказ Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», которым суд обосновывают свою позицию, не содержит ни одного упоминания о составлении проекта освоения лесов гражданами, юридическими лицами, пользующимися земельным участком на праве безвозмездного пользовании. Кроме того, приказ, который регулирует порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов , содержит исчерпывающий перечень видов договора, к которым разрабатывается проект освоения лесов. Договор безвозмездного пользования в перечне отсутствует. Просит решение суда отменить в полном объеме. В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Анциферов К.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте