ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок обращения с отходами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 302-ЭС21-15383 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
об охране охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы «Гусихинский источник», утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.06.2019 № 292. Таким образом, уполномоченным органом на проведение регионального экологического надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Гусихинский источник» является Бурприроднадзор, которым также была проведена проверка в период с 25.10.2019 по 11.11.2019, по результатам которой не было выявлено нарушений в сфере установленного порядка обращения с отходами производства. Также судом первой инстанции было учтено, что Баргузинский районный суд Республики Бурятия в решении от 06.03.2020 пришел к выводу о том , что у Управления отсутствовали полномочия на проведение настоящей проверки. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов. С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 АПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционное определение № 1-АЛА19-7 от 25.06.2019 Верховного Суда РФ
области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки. Вместе с тем, такая постановка вопроса, в нарушение требований пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не учитывает приведенное выше правовое регулирование, закрепленное в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», и противоречит ему. Так, установление названного запрета, по существу, означало бы возможность преодоления установленного Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» порядка обращения с отходами и вторжение в компетенцию губернатора Архангельской области, наделенного, как было указано выше, исключительным правом на заключение от имени Архангельской области соглашений с другими субъектами Российской Федерации, в том числе по вопросам обращения с отходами, с учетом того, что заключение такого соглашения является реализацией норм названного федерального закона. Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми институт референдума субъекта Российской Федерации в силу целостности России и единства системы государственной
Апелляционное определение № АПЛ22-179 от 09.06.2022 Верховного Суда РФ
средств, ввозимых в Российскую Федерацию или произведенных, изготовленных в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи (пункт 1), и определяет перечень физических характеристик, оказывающих влияние на затраты при исчислении размера утилизационного сбора (пункт 5). Названные нормы приведенного закона не регулируют порядок возврата излишне уплаченных сумм утилизационного сбора, следовательно, вопреки утверждениям административного истца в апелляционной жалобе, и, как правильно указано судом в обжалуемом решении, оспариваемый пункт 15 Правил им не противоречит. Не входит в противоречие пункт 152 Правил и со статьей 21 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, устанавливающей основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами , поскольку его положения соотносятся с принципами уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот, платности размещения отходов и экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами. Правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 июля 2019 г. № 30-П «По
Апелляционное определение № АПЛ19-524 от 06.02.2020 Верховного Суда РФ
выводу о том, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие. На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами . Обязанность владельцев объектов оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения соответствует предусмотренной законодателем необходимости достоверного учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. В связи с этим суд первой инстанции правильно отверг, как несостоятельный, довод административного истца о том, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, указав в пункте 10 Правил на такую обязанность. Пункт 11 Правил определяет порядок коммерческого
Определение № 301-ЭС22-6261 от 16.08.2022 Верховного Суда РФ
твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407 (далее - Порядок накопления ТКО на территории Нижегородской области), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Суды, удовлетворяя иск общества (с учетом принятия частичного отказа от иска), правомерно исходили из доказанности оказания предъявленных к оплате услуг в соответствии с условиями договора за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 и наличия у ТСЖ неисполненного обязательства по их оплате, применив к товариществу предусмотренную пунктом 22 договора меру ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства. В то же время, рассматривая встречный иск товарищества, суды не учли следующее. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом № 89-ФЗ. Общество с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне, в которую входит и город
Постановление № А12-14654/2008 от 14.01.2009 АС Поволжского округа
того, как указано в акте проверки №30/17А-07-08 от 31.07.2008 года, в результате предпринимательской деятельности ФИО1 осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся так же в размещении образующихся отходов: отходов бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, бытового мусора (исключая крупногабаритный), мусора от уборки помещений, люминесцентных отработанных ламп. Акт подписан предпринимателем без возражений. Исходя из определений понятий отходов, обращения с отходами, приведенных в статье Федерального закона «Об отходах производства и потребления», указанный Закон регулирует порядок обращения с отходами , возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что отчетным периодом признается календарный квартал. При этом срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа
Постановление № А12-16634/07-С6 от 29.04.2008 АС Поволжского округа
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции) регулирует порядок обращения, с отходами , возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. Согласно статье 1 данного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Деятельность заявителя связана с образованием отходов. В рассматриваемом случае инспекции следовало руководствоваться статьи 11 и статьей 18 названного закона. В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические
Постановление № А75-5766/14 от 04.02.2015 АС Западно-Сибирского округа
в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что ООО «Нижневартовсктранспродукт» осуществляется деятельность, в результате которой образуются отходы 1-4 классов опасности. На момент проведения проверки, составления протокола и вынесения оспариваемого постановления нормативы образования отходов и лимитов на их размещение обществом в установленном порядке утверждены не были. Откорректированный проект направлен для утверждения 15.05.2014, однако фактически был утвержден 25.06.2014. Поскольку доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований законодательства, определяющих порядок обращения с отходами производства и потребления, а также о том, что им своевременно предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения вменяемого ему административного правонарушения, в материалы дела не представлено, арбитражные суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, сочли доказанным наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. При этом, как обоснованно отметили суды, направление в уполномоченный орган проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соответствующего требованиям, предъявляемым
Постановление № А12-2932/07 от 11.09.2007 АС Поволжского округа
минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", регулирует порядок обращения с отходами , возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их
Постановление № А26-1926/2021 от 07.06.2022 АС Северо-Западного округа
обращения регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а порядок учета ТКО – Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых
Решение № 21-34/2013 от 06.03.2013 Курского областного суда (Курская область)
Закона Курской области от 04.01.2003г. №1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области» нарушение установленного муниципальными нормативными правовыми актами в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством, порядка сбора, вывоза отходов на территории муниципальных образований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Муниципальным правовым актом, регулирующим порядок сбора, вывоза отходов на территории муниципального образования «Город Курск» является утвержденный решением Курского городского Собрания №386-3-РС от 23.10.2007 года Порядок обращения с отходами на территории города Курска (далее Порядок). Согласно Устава ТСЖ «<данные изъяты>», утвержденному общим собранием членов товарищества собственников жилья 28.03.2008 года, Товарищество создано с целью обеспечения совместного управления эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом многоквартирного дома. В соответствии с п.5 ст.138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищества собственников жилья обязаны обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном