ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Порядок раздельного накопления отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 44. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; 9) участия в проведении государственного экологического мониторинга; 10) установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов , нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 11) организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; 12) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; 13) организации охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения
Определение № 15АП-19593/19 от 15.07.2020 Верховного Суда РФ
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области» раздельное накопление ТКО на территории Ростовской области внедряется поэтапно в соответствии с действующим законодательством. Такой порядок в постановлении № 276 отражен только в части сроков его поэтапного внедрения. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.7 постановления Правительства Ростовской области от 20.04.2017 № 295 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Ростовской области» внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора, которым в г. Ростове-на-Дону является ответчик. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления либо
Определение № 301-ЭС22-6261 от 16.08.2022 Верховного Суда РФ
получив в установленном порядке заявку товарищества, направило в его адрес проект договора, составленный в соответствии с Типовым договором, который стороны подписали 15.11.2018. Вместе с тем из материалов дела усматривается, что между сторонами с момента заключения договора имелись разногласия по способу коммерческого учета твердых коммунальных отходов. Товарищество 30.01.2019 обратилось к обществу с требованием заключить дополнительное соглашение к договору и изменить порядок учета отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, фактически вывезенных оператором, ссылаясь на организацию на территории товарищества с 2018 года раздельного накопления и сбора отходов . На данное обращение общество ответило отказом по мотиву отсутствия в Нижегородской области установленного порядка раздельного накопления ТКО. Таким образом, ключевым пунктом, по существу которого у сторон имеются разногласия, является пункт 15 договора, регулирующий порядок учета объема и (или) массы ТКО, который включен в договор от 15.11.2018 в соответствии с положениями Типового договора (с заранее определенными условиями). Сведений о
Определение № 301-ЭС22-6261 от 30.06.2022 Верховного Суда РФ
Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 № 407, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354). Суды, удовлетворяя иск общества, исходили из доказанности оказания предъявленных к оплате услуг и наличия у ТСЖ неисполненного обязательства по их оплате, применив к нему предусмотренную пунктом 22 договора меру ответственности за нарушение сроков оплаты. Частично удовлетворяя встречный иск, суды с учетом предусмотренной в Правилах № 505 возможности определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, факта получения обществом 13.03.2020 принятого собственниками многоквартирного дома (далее - МКД) решения о раздельном накоплении ТКО, пришли к выводу о неправомерном уклонении регионального оператора от заключения дополнительного соглашения, изменяющего порядок коммерческого учета отходов
Определение № А69-1009/20 от 28.10.2021 Верховного Суда РФ
производства и потребления», пунктом 148 (30) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), пунктами 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацииот 03.06.2016 № 505, установив, что в предъявленный к взысканию период порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва не утвержден, ответчиком разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов фактически не производилось, суды пришли к правомерным выводам о том, что в отсутствие системы раздельного сбора коммерческий учет твердых коммунальных отходов в отношении потребителей осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, и об отсутствии у ответчика задолженности, учитывая произведенную им оплату оказанных услуг. Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального
Решение № А40-20019/2020-23-131 от 10.08.2020 АС города Москвы
В соответствии с п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно. Такой порядок расчета предполагает расчет исходя из объема контейнеров. Порядок раздельного накопления отходов на территории Московской области установлен Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 608-РМ, которым предусмотрено соблюдение следующих условий: требования к контейнерам, требования к контейнерным площадкам, требования к раздельному вывозу отходов, требования к самому раздельному накоплению. В соответствии с п. 2.10, п. 2.12 раздела 2 указанного распоряжения, раздельное накопление отходов предусматривает разделение по видам однородных отходов, складирование разделенных видов отходов на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления. При
Постановление № 06АП-5584/20 от 29.10.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда
видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом статьей 6 Закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Таким образом, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта видам отходов и складирование сортированных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов. В данном случае, ответчиком не доказано раздельное накопление отходов, в связи с чем, суд правомерно отклонил довод о необходимости определения объема услуг исходя из объема контейнера. В части доводов о применении норматива потребления установленных для комплексов оптово-розничной торговли суд руководствуется следующим. Ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в
Постановление № 15АП-15308/2021 от 02.09.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Ростовской области» внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления, либо по согласованию с ними самим заявителем. Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО. Таким образом, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным, в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным
Постановление № 15АП-18776/2021 от 08.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Ростовской области" внедрение системы раздельного накопления ТКО на территории Ростовской области относится к полномочиям регионального оператора. Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" и предусматривает создание контейнерной площадки органами местного самоуправления, либо по согласованию с ними самим заявителем. Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО. С учетом изложенного, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным, в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления отходов и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным
Решение № 3А-11/2022 от 12.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)
твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункты 3, 4 Правил обустройства). В соответствии с пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов , утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156 и устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно
Решение № 12-150/20 от 22.06.2020 Дмитровского городского суда (Московская область)
погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Положения «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>", утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 26.06.2019г. №-РВ, устанавливают порядок организации деятельности по накоплению (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес> (п.1.1 Порядка). Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Территориальной схемой ТКО подлежат ежедневному накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов , соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные Территориальной схемой (п. 2.1 Порядка). Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в
Решение № 12-149/20 от 22.06.2020 Дмитровского городского суда (Московская область)
погрузки твердых коммунальных отходов" - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Положения «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>", утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-РВ, устанавливают порядок организации деятельности по накоплению (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес> (п.1.1 Порядка). Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Территориальной схемой ТКО подлежат ежедневному накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов , соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные Территориальной схемой (п. 2.1 Порядка). Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в