жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Такие основания имеются. Обязательность ведения нехозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР». Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года № 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственногоучета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым нехозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года №
на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется. Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
похозяйственного учета используются: - финансовыми органами, органами госстраха, статистическими органами - для получения данных о возрастном и половом составе сельского населения и о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, для учета скота, находящегося в личном пользовании, и других; - исполкомами местных Советов - для выявления детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных школах, и т.д. В настоящее время форма и порядокведения похозяйственной книги утверждены Приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 №345. В период возникновения спорных правоотношений применялись также Указания по ведению похозяйственногоучета в сельских Советах народных депутатов, утвержденные Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 №69, разделом III которым был урегулирован порядок ведения записей в похозяйственной книге. Так, согласно пункту 39 данных Указаний в разделе IV «А» «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывались вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные
книг похозяйственного учета используются: финансовыми органами, органами госстраха, статистическими органами - для получения данных о возрастном и половом составе сельского населения и о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, для учета скота, находящегося в личном пользовании, и других; исполкомами местных Советов – для выявления детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных школах, и т.д. В настоящее время форма и порядокведения похозяйственной книги утверждены приказом Минсельхоза России от 11.10.2010 № 345, а в период возникновения спорных правоотношений применялись и Указания по ведению похозяйственногоучета в сельских Советах народных депутатов, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 № 69, разделом III которым был урегулирован порядок ведения записей в похозяйственной книге. В частности, согласно пункту 39 данных Указаний в разделе IV «А» «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывались вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная
по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств. В силу ч. 1 статьи 8 Закона № 112-ФЗ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселении и органами местного самоуправления городских округов. Ведение нехозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Согласно пункта 1 Порядкаведения хозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ № 345 от 11.10.2010 ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства. Исходя из пункта 7 Порядка записи в книгу производятся должностными лицами на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Пунктом 24 Порядка ведения похозяйственных книг предусмотрено, что, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках указывается номер документа, подтверждающею право на земельный участок, его категорию
и неправильное применение судом норм права, отклоняются судом апелляционной коллегии как необоснованные. При этом суд обращает внимание на то, что согласно пункту 7 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345 «Об утверждении формы и Порядкаведенияпохозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» записи в похозяйственную книгу вносятся на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Однако, поведение и представление сведений (достоверных или не достоверных) или их не представление гражданами для внесения в похозяйственную книгу, тем не менее, не освобождает получателя субсидии от исполнения обязанности по предоставлению достоверной отчетности в Министерство. С учетом изложенных обстоятельств, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Министерством представлены надлежащие и достаточные доказательства правомерности заявленных требований. Учитывая, что материалами дела подтверждается факт нарушения условий, предусмотренных при предоставлении субсидий, у ответчика возникла обязанность по возврату полученных им денежных средств
совета народных депутатов. Указанные требования законодательства о нотариальном удостоверении договора и его регистрации в органе местного самоуправления были соблюдены наследодателем, право собственности на основании данного договора зарегистрировано ограном БТИ за ФИО3 Статья 128 Гражданского кодекса Украинской ССР предусматривала, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором. Аналогичные положения содержатся в ст. 223 ГК Российской Федерации. Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25
этого имущества. До полного погашения кредита переселенец не имеет права продать или передать указанное имущество без разрешения банка, колхоза, совхоза и другого сельскохозяйственного предприятия, организации. Таким образом, с момента полного погашения ссуды за полученный переселенцем дом, он приобретал право собственности на него. Согласно записям похозяйственных книг указанный жилой дом с 1996 года числился за Истец, муниципальной собственностью не является, в домовой книге имеется запись, что дом принадлежит истцу Истец (л.д.13-14,17-22,60-68,71-82). Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25
связи с чем требования истца о признании договора действительным удовлетворению не подлежат. Статья 128 Гражданского кодекса Украинской ССР предусматривала, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором. Аналогичные положения содержатся в ст. 223 ГК Российской Федерации. Данные об Истец как собственнике указанного жилого дома внесены в похозяйственные книги, муниципальной собственностью жилой дом не является (л.д.70,76-86). Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25
по настоящее время собственником указанного жилого дома значится ФИО1 (л.д.11,40-43,45-51). Из материалов дела, информации из ЕГРН, технического паспорта, а также сообщений Администрации Уваровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым и ФГУП РК «Крым БТИ» в г. Керчь следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 104,5кв.м., поставлен на кадастровый учет, кадастровый №, право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано, дом муниципальной собственностью не является, инвентарное дело отсутствует (л.д.12-19,39,44,52-60,62). Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Как усматривается из материалов гражданского дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с 1996 года проживает и зарегистрирован в указанном доме, сведения о нем как собственнике указанного жилого дома внесены в похозяйственные книги (л.д.5,6,59). Вместе с тем, свидетельство о праве собственности на жилой дом истец не получил, вследствие чего не может в настоящее время зарегистрировать право собственности на спорный объект недвижимого имущества. Суд отмечает, что порядок ведения похозяйственного учета в сельских советах определялся Указаниями по ведению книг похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными приказом Центрального статистического управления СССР от 13 апреля 1979 года № 112/5, а впоследствии - аналогичными Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Центральным статистическим управлением СССР 12 мая 1985 года под № 5-24/26, и Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными постановлением Государственного комитета статистики СССР от 25