ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 21 сентября 2011 г. N СА-4-7/15431 Порядок возврата сумм излишне взысканных налогов , сборов, пени и штрафов определен статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с пунктом 5 данной статьи сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Пункт 9 статьи 79 НК РФ предусматривает, что правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных
возмещению налога путем зачетов или возвратов. V. Учет операций налогового органа при осуществлении зачета и (или) возврата суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. 1.2. Для целей настоящих методических рекомендаций перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе: - налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда); - суммыизлишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов); - при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам , пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов; - решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение
сумм платежей по данным акцизам: соблюдение установленного законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации; соблюдение установленного порядка перечисления сумм акцизов на нефтепродукты на счета N 03100 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК); соблюдение порядка перечисления на счета N 03100 УФК средств, необходимых для возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных (взысканных) сумм акцизов на нефтепродукты, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишневзысканные суммы акцизов на нефтепродукты. 8.1.8. Учет, распределение, перечисление поступлений от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию между бюджетами субъектов Российской Федерации, а также возврат (зачет, уточнение) сумм платежей по данным акцизам: соблюдение установленного законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию между
79 Налогового кодекса, отменил постановление суда апелляционной инстанции и отказал предпринимателю в удовлетворении заявления. Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Так, в частности, предприниматель приводит доводы о том, что статья 79 Налогового кодекса регламентирует административный порядоквозврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Согласно пункту 3 данной статьи в ее новой редакции заявление о возврате суммыизлишневзысканногоналога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. При этом в новой редакции статьи отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса о возврате излишне взысканных сумм. Не
указанные суммы считаются не излишне уплаченными, а излишне взысканными. Поэтому порядок их возврата регламентируется не статьей 78, а статьей 79 Налогового кодекса. Федеральным законом от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса. Статья 79 Налогового кодекса регламентирует административный порядоквозврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Согласно пункту 3 данной статьи в ее новой редакции заявление о возврате суммыизлишневзысканногоналога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Увеличение этого срока с одного месяца до трех лет расширяет возможности налогоплательщиков на реализацию своего права на возврат из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в административном порядке
государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О). В связи с этим верны выводы суда первой инстанции о том, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на суммуизлишневзысканных таможенных пошлин, налогов , которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания. При таких обстоятельствах, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.02.2015 по делу № А04-5086/2014 Арбитражного суда Амурской области подлежит отмене как содержащее существенное нарушение норм права и не обеспечившее защиту охраняемых законом интересов. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 167, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила: постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от
заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также и в случае отзыва таможенной декларации. В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному статьей 147 Федерального закона № 311-ФЗ (часть 2 статьи 148 данного закона). Принимая во внимание, что заявление декларанта об отзыве декларации поступило
поручений 29.03.2011г. №№ 96070, 96071, 96072, 96075. Судом установлено, подтверждается указанными выше инкассовыми поручениями и письменными пояснениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 10.06.2011 №08-05/650, что с расчетного счета Общества №40702810300030000170, открытого в ОАО «Братский АНКБ», списаны в бесспорном порядке незаконно начисленные пени в сумме 824 руб. 82 коп. Таким образом, следует признать, что налоговым органом излишне взысканы с Общества пени в сумме 824 руб. 82 коп. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога закреплен в ст. 79 Кодекса. В соответствии с положениями статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца
основанным на нормах Налогового кодекса Российской Федерации довод общества о наличии у инспекции обязанности отозвать инкассовые поручения из банка в случае вынесения налоговым органом решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика. Данные действия не лишают налогоплательщика права осуществлять контроль за тем, чтобы за счет принадлежащего ему имущества (в том числе, денежных средств, находящихся на счетах) не было произведено двойное взыскание, кроме того, статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата суммы излишне взысканного налога . Суд не оценивает доводы налогоплательщика о незаконности действий налогового органа по взысканию спорной задолженности путем проведения зачета переплаты в счет доначисленных сумм налога после принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, поскольку предметом настоящего спора является вопрос о соответствии положениям действующего законодательства постановления, вынесенного в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент его принятия. Судебные расходы Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав
уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Порядок возврата суммы излишне взысканного налога установлен в статье 79 НК РФ. В абзаце втором пункта 3 статьи 79 НК РФ определено, что в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму. Пунктом 5 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца
об отсутствия у Инспекции правовых оснований для начисления процентов. Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога установлен в статье 79 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 данной статьи сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78
главы 21 НК РФ, регулирующая порядок возмещения налога на добавленную стоимость, поскольку заявление о зачете налога в счет текущих платежей общество представило 17.09.2007, указанный зачет был произведен налоговым органом 21.09.2007, т.е. в срок, установленный законодательством, то оснований для взыскания процентов за счет средств бюджета с суммы излишне уплаченного налога не имеется. Довод налогоплательщика о применении положений ст. 79 НК РФ инспекция считает несостоятельным, в связи с тем, что данная статья предусматривает общий порядок возврата суммы излишне взысканного налога за счет поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Между тем, с общества налог на добавленную стоимость налоговым органом не взыскивался. В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, произведена замена в судебном составе судьи Малышева
вреда суд не усматривает, нарушений прав истца налоговым органом не допущено. Истец не лишен права на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога с учетом появившихся у ответчика сведений об измененной кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, сумма земельного налога за <данные изъяты> год уплачена истцом во исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, который в судебном порядке не оспаривался. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога регламентирован ст. 79 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области о взыскании излишне уплаченного налога, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд. Судья п.п. Д.В. Беляев Копия верна
требований о возложении обязанностей на ОСП Центрального района № 2 по г. Калининграду по возврату незаконно списанных денежных средства со счета в банке, принадлежащего ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей, поскольку указанные средства на основании постановления судебного пристава-исполнителя о распределении денежных средств от 09 декабря 2015 года были перечислены в МРИ ФНС России № 8 по г. Калининграду и зачислены налоговым органом в счет погашения образовавшейся у административного истца задолженности по налогу. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога предусмотрен ст.79 Налоговым кодексом РФ. Выводы суда подробно мотивированы в решении, с чем судебная коллегия соглашается. Доводы апелляционной жалобы в указанной части требований являются несостоятельными. Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Центрального районного суда г. Калининграда от 12 апреля 2016 года отменить в части требований о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района № 2 г. Калининграда ФИО2 о возбуждении исполнительного производства от 12 октября 2015
ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Требований о взыскании процентов по ст. 78 НК РФ ФИО2 в рамках настоящего дела не заявлено и может быть ею реализовано путем подачи соответствующего искового заявления в установленном ГПК РФ и НК РФ порядке. В этой связи, судебная коллегия не может не отметить необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что спорные правоотношения регулируются ст. 79 НК РФ, предусматривающей порядоквозвратасуммизлишневзысканныхналога , сбора, пеней и штрафа, поскольку возвращенный ФИО2 по вступившему в законную силу решению Лангепасского городского суда от 27 февраля 2009 года налог на игорный бизнес уплачивался последней самостоятельно, что установлено судом и в силу ст. 61 и ч.2 ст. 209 ГПК РФ не может оспариваться и доказываться вновь при рассмотрении другого гражданского дела. Нельзя согласиться с судом первой инстанции, что с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес ФИО2
подана жалоба 10.12.2020г. на незаконные действия должностных лиц Межрайонной ФНС России № 4 по Ставропольскому краю. Полагает, что должностные лица инспекции сфальсифицировали обязанность уплаты земельного налога на сумму 1941 руб., 58 коп и 2069 руб., 76 коп. Указала, что никогда не владела земельными участками на территории Ставропольского края. ФИО1 не были начислены и перечислены проценты за незаконно взысканную сумму 1941,58 руб., не возвращенную в установленный срок. Налогоплательщику не предоставлена достоверная информация о порядкевозвратасуммизлишневзысканногоналога налоговым органом в сумме 1941,58 руб. и 2037,35 руб., как предусмотрено ст. 79 НК РФ. Должностным лицом ФИО5 решением от 20.01.2021г.об оставлении жалобы ФИО1 без рассмотрения не установлено и в нем не указано об устранении Межрайонными инспекциями № 4 и № 12 нарушений прав ФИО1 В связи с чем, ФИО5 жалобу ФИО1 оставила без рассмотрения в нарушение п.п. 5 п.1 ст. 139.3 НК РФ и ее действия являются незаконными. Решение должностного лица