против удовлетворения заявленных требований, отмечая, что порядок в оспариваемой части имеет узкую целевую направленность, и не нарушает предписаний части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на чем настаивает прокурор; термин «погребение» используется в контексте оспариваемой нормы в понимании непосредственного осуществления захоронения, являющегося по смыслу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» компетенцией администрации кладбища. Исключение этого термина из текста статьи приведет к самовольному осуществлению захоронению любыми лицами без соблюдения санитарных и иных требований к захоронениям, предусмотренных действующим законодательством, что негативно скажется на качестве оказания ритуальных услуг на территории кладбищ города Ржева. Решением Тверского областного суда от 8 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац второй пункта 8.8 Положения в той части, в которой он исключает возможность осуществления погребения умершего специализированной службой по вопросам похоронного дела
заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, решением от 26.08.2016 действия администрации по изданию постановления от 08.07.2015 № 5083 «О внесении изменений в постановление администрации МО город Краснодар от 14.04.2014 № 2340 «Об утверждении Порядка регистрации захоронений на территории муниципального образования город Краснодар и формы свидетельства о регистрации захоронения на кладбище, расположенном на территории муниципального образования город Краснодар»» признаны нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Основанием для принятия решения послужил вывод управления о том, что содержащиеся в названном постановлении положения о том, что погребение умершего и оказание услуг по погребению (рытье и засыпка могил) осуществляется либо исключительно специализированной службой по вопросам похоронного дела - МУП Ритуальных услуг города Краснодара, либо по договору между ней и третьими лицами, при этом для регистрации захоронения или подзахоронения необходимо представить заключенный
Б, В (органы, ткани и т.п.) в специально отведенных могилах; содержание территории кладбища и прилегающей территории; вывоз мусора с территории кладбища. Согласно и. 2.3 постановления от 17.02.2017 № 35 общество имеет право заключать договора, необходимые для осуществления ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Каслинского юродского поселения. В Каслинскую городскую прокуратуру обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением о том, что Администрацией Каслинского городского поселения издано постановление от 17.02.2017 № 35 «Об утверждении Порядказахороненияумерших на территории Каслинснского городского поселения», что нарушают действующее законодательство и препятствует ему в осуществлении предпринимательской деятельности и создают ограничения для граждан выбора хозяйствующих субъектов, которые выполняют работы по изготовлению памятников, оград благоустройству могил на территории Каслинского городского поселения. 12.04.2017 и.о. городского прокурора вынесен протест на постановление администрации Каслинского городского поселения от 17.02.2017 № 35 с требованием об отмене постановления от 17.02.2017 № 35 «Об определении специализированной организации в сфере организации ритуальных услуг и
наличии вменяемого учреждению нарушения антимонопольного законодательства. Согласно ст. 3 Закона о погребении и похоронном деле услуга по погребению (захоронению) тел умерших в землю включает в себя услугу по рытью могилы, так как погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп). В материалах дела имеется протокол от 11.02.2015 №2-2015 проведения совещания службы Администрации кладбищ - структурного подразделения МКУ г. Ижевска «СБиДХ» по вопросам оформления документов на захоронение и реализации порядка захоронения умерших на кладбищах города, в целях недопущения нарушений санитарного законодательства (т.4 л.д. 87). Из содержания данного документа следует, что выполнение работ по погребению на кладбищах в части подготовки могил работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела МУП города Ижевска «Ритуал» возобновлено, а также то, что при невозможности соблюдения требований СанПиН 2.1.2882-11 иные ритуальные агентства не вправе осуществлять рытье могил на территории кладбищ г. Ижевска. Указанный протокол подтверждает выводы антимонопольного органа о том, что заявитель
работников ритуальных агентств требованиям СанПин 2.1.2882-11. Следовательно, управляющие по кладбищам, смотрители кладбищ (сотрудники Администрации кладбищ) не обладают полномочиями в части осуществления проверки действий сотрудников ритуальных агентств на предмет соблюдения требованиям СанПин 2.1.2882-11. В материалы дела МКУ также представлен протокол от 11.02.2015 № 2-2015, содержащий информацию о том, что при проведении совещания службы Администрации кладбищ - структурного подразделения МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» по вопросам оформления документов на захоронение и реализации порядка захоронения умерших на кладбищах города, в целях недопущения нарушений санитарного законодательства, принято решение в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о погребении о возобновлении выполнения работ по погребению на кладбищах в части подготовки могил работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела МУП города Ижевска «Ритуал», а также решение о том, что при невозможности соблюдения требований СанПин 2.1.2882-11 иные ритуальные агентства, не вправе осуществлять рытье могил не территории кладбищ г. Ижевска, данная информация доведена до
учреждения по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что недопустимо с точки зрения законодательства о защите конкуренции. По поводу абзацев 2, 3, 4, 6, 7 пункта 3.3 Положения администрация ссылалась на то, что обязанности, возложенные на специализированную организацию пунктом 3.3 Положения, не свидетельствуют о том, что кладбище передано в ведение этой специализированной службы. Перечисленные в пункте 3.3 Положения обязанности свидетельствуют о том, что на специализированную службу возложены только технические функции по поддержанию в установленном порядкезахороненийумерших , уходу за зелеными насаждениями, содержанию в исправном состоянии зданий и т.д., и поскольку согласно Закону № 131-Ф3 органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные учреждения для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе относящихся к организации ритуальных услуг, то эти учреждения во исполнение возложенных на них обязанностей вправе осуществлять технические функции по обслуживанию кладбища. 25.03.2014 от администрации поступило дополнение к отзыву, в котором администрация просила приобщить к материалам дела постановление
подтвердился в судебном заседании документальными доказательствами и показаниями свидетеля ШВ, – изготовителя памятника. В установке памятника принимала участие супруга ФИО1 – СЕ,, которая лишь договаривалась с установщиком памятника. Денежные средства в сумме 31500 рублей на установку памятника были израсходованы из семейного бюджета истцов. Поэтому ответчик не имела права осуществлять какие-либо действия с памятником без согласования с его собственниками – ФИО1 и ФИО3, являющихся детьми СЛ.; в нарушение п. 3.2.8 порядка деятельности общественных кладбищ, порядказахороненияумерших (погибших) граждан, порядка предоставления гарантий при погребении на территории Упорненского сельского поселения Лабинского района, утвержденных постановлением администрации Упорненского сельского поселения Лабинского района от 21 октября 2011 года № 87, совершила самоуправные действия, переместив памятник, чем осквернила память о СЛ. Согласно Правилам захоронения, прописанным в законе "О похоронном деле" 1996 года и Федеральном законе "О погребении и похоронном деле", лицо, которому выделен земельный участок под захоронение, является ответственным за захоронение, и ответственному лицу принадлежат