ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Права полиции - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 70-КП8-5 от 01.04.2019 Верховного Суда РФ
свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем. Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, с 9 августа 2016 г. - в должности оперуполномоченного отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому, имеет специальное звание «капитан полиции », с ним 1 августа 2016 г. был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. 9 октября 2017 г. временно исполняющий обязанности начальника оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД России по ЯНАО ФИО9 обратился к начальнику УМВД России по ЯНАО ФИО10 с рапортом, в котором в том числе сообщил,
Постановление № 181-П21 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ
органов. Утверждения ФИО7 о примененном к нему насилии были отклонены следственными органами как необоснованные главным образом на основании показаний сотрудников правоохранительных органов в ходе доследственной проверки, отрицавших жестокое обращение. Европейский Суд по правам человека отметил, что проведение доследственной проверки в соответствии со ст.144 УПК РФ является недостаточным в случае несоблюдения органами государственной власти требования эффективности расследования по заслуживающим внимания жалобам на жестокое обращение в соответствии со ст.З Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны сотрудников полиции . В данном случае следовало возбудить уголовное дело и провести надлежащее расследование доводов заявителя путем выполнения всего комплекса следственных действий, однако этого сделано не было. Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что ФИО7 подвергся пыткам во время содержания под стражей, а эффективного расследования его жалоб на жестокое обращение со стороны сотрудников полиции проведено не было. Кроме того, Европейским Судом по правам человека признано нарушение статьи 3
Кассационное определение № 16-КАД22-2 от 22.04.2022 Верховного Суда РФ
из содержания административного иска, ФИО1 считает неправомерным исключительно непредставление возможности ознакомиться с материалами проверки об отказе в возбуждении уголовного дела по его заявлению о повреждении автомобиля, отказ в возбуждении уголовного дела им не оспаривается. При этом ФИО1 не является участником уголовного судопроизводства, а процедура ознакомления с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела не регламентирована УПК РФ. Таким образом, ФИО1 правомерно обратился за защитой нарушенного, по его мнению, права в порядке административного судопроизводства, поскольку его требования обусловлены несогласием с действиями органов полиции при осуществлении административно-распорядительных функций, не связанных с исполнением полномочий по осуществлению уголовного преследования, то есть с процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 55 статьи 5 УПК РФ). Следовательно, вывод судов о том, что заявленные ФИО1 требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства не основаны на нормах процессуального права. С учетом изложенного, определение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от
Постановление № 18АП-16120/2021 от 15.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ), нормами, закрепленными в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее - Положение), положениями Административного регламента, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 № 380 (далее - Административный регламент). Закон № 3-ФЗ, закрепляющий в статье 2 права полиции , исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей. Правовые основы обеспечения безопасности
Постановление № 02АП-2431/13 от 21.06.2013 Второго арбитражного апелляционного суда
к числу основных направлений деятельности полиции относятся контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. В силу положений ст. 20 Закона о частной охранной деятельности органы внутренних дел, то есть полиции, осуществляют контроль за деятельностью частных охранных организаций, образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников частных охранных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел. Обязанности и права полиции в рамках осуществления указанного контроля определены пунктом 24 ст.12 и пунктом 24 ст. 13 Закона о полиции. Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона о полиции и Закона о частной охранной деятельности предметом контроля со стороны органов внутренних дел (полиции) является законность частной охранной деятельности. В то же время, как было указано выше, деятельность РОСИНКАС и его территориальных органов по охране мест хранения ценностей не является частной охранной деятельностью. В этой связи органы
Постановление № 4А-596 от 24.09.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
не нахожу по следующим обстоятельствам. Частью 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовноисполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции", закрепляющий права полиции , исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей. В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 -ФЗ "О
Постановление № 4А-578 от 22.10.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)
судебных актов, считая их незаконными. Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения. Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции , исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12). Статьей 12 Закона «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах,
Постановление № 16-6368-2021 от 24.09.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
прихожу к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее по тексту - Закон о полиции), закрепляющий в статье 2 права полиции , исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей. Согласно пункту 11 части
Постановление № 4А-565 от 22.10.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)
судебных актов, считая их незаконными. Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения. Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции , исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12). Статьей 12 Закона «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах,