ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Правовой режим - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 41-АД20-21 от 11.01.2021 Верховного Суда РФ
дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения президента Централизованной религиозной организации ФИО1 к административной ответственности) следует, что земли в Российской Федерации, подразделяемые по целевому назначению на указанные в пункте 1 этой статьи категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать
Определение № 308-ЭС21-4935 от 15.07.2021 Верховного Суда РФ
201-ФЗ, согласно части 1 статьи 8.2 которого допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий. Таким образом, по своему буквальному содержанию часть 1 статьи 8.2 Закона № 201-ФЗ разрешает добычу полезных ископаемых на основании ранее выданных лицензий только в границах зеленых зон, не упоминая лесопарковые зоны. Правовой режим установления границ лесопарковых зон защитных лесов в границах ранее существовавших лесопарков, частей зеленых зон в лесах первой группы был установлен только после вступления в силу Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007 – с 29.12.2009. В результате изложенного сложилась ситуация, при которой органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики изменили публично-правовой режим спорной территории, в связи с чем разработка
Апелляционное определение № 35-АПА19-13 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ
36 Градостроительного кодекса, среди которых является отнесение земельных участков к территориям земель особо охраняемых природных территорий. Исходя из изложенного, действие градостроительных регламентов не распространяется как на территории общего пользования, так и на территории занятые объектами культурного наследия. Нахождение земельного участка общества на территории общего пользования материалами дела не подтверждается. В силу статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли историко- культурного назначения, для которых, установлен особый правовой режим . Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 6 указанной статьи). Таким образом, на землях занятых объектами культурного наследия устанавливается особый правовой режим, на который не распространяется и не устанавливается градостроительный регламент, определенный Правилами землепользования и застройки территории. Согласно материалам дела общество с 2008 года являлось арендатором земельного
Постановление № А69-1472/17 от 01.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» не представляется возможным. Арбитражный суд Республики Тыва, отказывая ДНП «Байлак» в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим. Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения. В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования
Постановление № А76-2587/2021 от 10.01.2022 АС Уральского округа
дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
Постановление № 13АП-27195/2022 от 11.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, указал, что полагает необоснованным выводы суда о том, что поскольку арендуемый истцом земельный участок не является федеральной собственностью, относится к неразграниченной государственной собственности, размер арендной платы за его использование не определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением N 582, т.к. они регулируют правовой режим земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Так же Предприниматель полагаем неправомерным вывод суда о том, что законодатель разделяет виды ограничений оборотоспособности земельных участков, определяемых ст. 27 ЗК РФ, поэтому, в случае если правовой режим земельного участка определяется в соответствии с п. 8 указанной статьи, он не может регулироваться п. 5 той же статьи. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок относится к перечню земельных участков, ограничивающихся в обороте, установленных п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ,
Постановление № А20-4469/2021 от 10.08.2023 АС Северо-Кавказского округа
с ограниченной ответственностью «Оценка консалтинг и аудит» от 18.03.2021 № 033/03/21/П/ЗУ и составляет 6 964 рубля. В остальной части решение от 21.12.2022 оставлено без изменения. Апелляционный суд установил, что в проектах договоров администрация в пунктах 1.4 указала площадь передаваемых земельных участков, в том числе площадь пастбищ. Предприниматель полагает, что словосочетание «…в том числе пастбищ – ...га» следует заменить на словосочетание «в том числе сельскохозяйственных угодий». Согласно принципу деления земель по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7, абзац второй статьи 42 Земельного кодекса). Статьей 79 Земельного кодекса определены особенности использования сельскохозяйственных угодий, и
Постановление № 1-167/18 от 24.04.2018 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)
сдавать в аренду, совершать другие сделки; самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет; - согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа; - согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства должны основываться на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; - согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом
Решение № 2-407/2014 от 16.05.2014 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)
кадастровом квартале № таким образом, что испрошенные заявителями земельные участки находятся внутри фигуры (пятиугольника), образованный сформированными земельными участками. Никаких границ земельных участков или кадастровых кварталов внутри указанной территории нет, что подтверждается фрагментом кадастровой карты Росреестра. В частности, испрошенный ФИО1 земельный участок расположен между земельными участками № и №, собственность на которые не разграничена, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ИЖС. Испрошенный ФИО2 земельный участок расположен между земельными участками № и №, правовой режим тот же. Испрошенный ФИО3 земельный участок расположен между земельными участками № и №, правовой режим тот же. Испрошенный ФИО4 земельный участок расположен между земельными участками № и №, правовой режим тот же. Испрошенный ФИО5 земельный участок расположен между земельными участками № и №, правовой режим тот же. Испрошенный ФИО6 земельный участок расположен между земельными участками № и №, правовой режим тот же. Испрошенный ФИО7 земельный участок расположен между земельными участками № и № правовой
Решение № 3А-339/2016 от 01.02.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)
<данные изъяты> парка и строительства многофункционального рекреационно-гостиничного комплекса с лечебно-реабилитационным центром, административным истцом получен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), в котором первоначально отсутствовало выделение территории объекта культурного наследия федерального значения <данные изъяты> и объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>. Изменение земельного законодательства в части использования земель историко-культурного назначения, происшедшее в 2007г., потребовало установление Правового режима использования данного земельного участка и получение нового ГПЗУ. Приказом департамента культуры Ярославской области от 06.05.2015г. № 7 утвержден правовой режим использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия федерального значения. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ получен ГПЗУ с выделением территории объекта культурного наследия, содержащий запрет на строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключение работ по сохранению объектов культурного наследия или его отдельных элементов, сохранении историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. ГПЗУ разрешает использовать
Решение № 7-192/2017Г от 23.03.2017 Костромского областного суда (Костромская область)
года, просит решение суда и постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить, ввиду отсутствия события административного правонарушения. Обосновывает жалобу ранее выдвигаемыми доводами при обжаловании в суд постановления о привлечении ее к административной ответственности. Приводя положения ст.ст. 7, 85 Земельного Кодекса РФ, ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ о категориях земель и видах разрешенного использования, положения ст.ст. 2.1, 1.5, 8.8 КоАП РФ, считает, что необходимо определить правовой режим спорного земельного участка, расположенного, исходя из зонирования территории города Костромы, в границах зон охраны исторической части г. Костромы и сопоставить с используемым режимом. Указывает, что для данной территории согласно ст. 69 Правил землепользования и застройки города Костромы, допускается размещение на земельном участке, как индивидуальных жилых домов, так и коммерчески объектов. Считает, что без проверки функционального назначения жилого дома невозможно установить нецелевое использование земельного участка. Ссылаясь на ст. 17 ЖК РФ, указывает, что при определенных