пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием). Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется (пункт 5). В этой связи сооружения, относящиеся к линейнымобъектам , следует признать объектами, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Нахождение
ЗК РФ следует, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. С учетом изложенного, нормы статей 7, 9, 21, 25, 45 ЛК РФ в совокупности с вышеперечисленными нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью капитального ремонта линейногообъекта , без оформления прав на земельные участки. Подпунктом 2 пункта 6 статьи 90 ЗК РФ установлено, что в целях обеспечения деятельности организаций
заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. Заявитель также указывает на то, что не предоставление разрешения на использование земельного участка делает невозможным исполнение договора технологического присоединения. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что Министерство при отказе в выдаче разрешения на использование земель для проведения работ по строительству ВЛ-0,4аВ от опоры 300/11 Ф-3 КТП 403/250 кВА ВЛ-10 кВ Ф-4 ПС 110/35/10 кВ «Б-Ч» правомерно руководствовалось пунктом 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 1244; суд отклонил ссылку заявителя на отсутствие в Перечне случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейныхобъектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного Приказом от 10.07.2020 № 434, такого основания как строительство линейного объекта, которое устранено законодателем на основании
Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства без проведения торгов, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 № 234-р, между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО «Альт-Хаус» (арендатор) заключены следующие договоры аренды земельных участков: - от 21.11.2016 № 1399, согласно пунктам 1.1 и 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:195242, находящийся в охранной зоне инженерных сетей: электроснабжения, теплоснабжения, связи, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7 микрорайон жилого массива Северного, общей площадью 1 835 кв.м. (далее – участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, который прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования в целях строительствалинейныхобъектов : электрические сети, линии связи с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (код –
с кадастровым номером 18:24:000000:2696; признать недействительным договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 29.01.2021 № 01/2-15/1313, заключенный между Министерством и институтом «Удмуртгипроводхоз» и применить последствия недействительности сделки в виде возврата Министерству земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2696. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2021 требования общества «СК «Средуралнеруд» удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства от 30.10.2020 № 01-20/12409 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда. Признан недействительным договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейныхобъектов от 29.01.2021 № 01/2-15/1313, заключенный между Министерством и институтом «Удмуртгипроводхоз». Применены последствия недействительности сделки в виде возврата Министерству земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2696. В удовлетворении требований общества «СК «Средуралнеруд» об обязании Управления Росреестра по Удмуртской Республике произвести действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2696 отказано. В удовлетворении требований института «Удмуртгипроводхоз» о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Селычинское» от
был утвержден администрацией ранее, чем по заявлению компании «Средуралнеруд». Кроме того, институтом «Удмуртгипроводхоз» заявлено о пропуске ООО «СК «Средура лнеруд» срока на обращение в суд. Удовлетворяя требования ООО «СК «Средуралнеруд» частично и отказывая в удовлетворении требований институту «Удмуртгипроводхоз», суд первой инстанции, придя к выводу о нарушении институтом «Удмуртгипроводхоз» нормативно-регламентированного порядка предварительного согласования предоставления земельного участка, признал незаконным решение Министерства от 30.10.2020 №01-20/12409 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда, недействительным договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейныхобъектов №01/2-15/1313 от 29.01.2021 и применил последствия недействительности сделки в виде возврата Министерству земельного участка с кадастровым номером 18:24:000000:2696. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПКФ РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. На основании части 1 статьи 198, части
которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу п. 5 данного Перечня отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. В этой связи сооружения, относящиеся к линейнымобъектам , следует признать объектами, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.