ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Предписание об устранении нарушения росреестр - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 132/09/17 от 19.09.2019 Верховного Суда РФ
об устранении нарушения земельного законодательства от 21.02.2018 по делу № 132/09/2017, согласно которому обществу предписано устранить ранее выявленное нарушение земельного законодательства РФ. При проведении проверки исполнения предписания управлением установлено, что нарушение обществом не устранено, предписание не исполнено. На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель № 514/ГЗН-П от 21.06.2018 управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, о чем составлен акт и выдано предписание об устранении допущенного нарушения земельного законодательства. Не согласившись с предписанием Росреестра , общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве», Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришли к выводу о том, что предписание управления не соответствует нормам действующего законодательства и
Постановление № 34-АД21-1 от 07.04.2021 Верховного Суда РФ
соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 данной статьи. Как следует из материалов дела, 6 марта 2019 г. должностным лицом Кандалакшского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра ) по Мурманской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи
Постановление № 38-АД21-10 от 13.01.2022 Верховного Суда РФ
следующим выводам. В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о невыполнении ею в установленный срок до 27 июля 2020 г. предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра ) по Калужской области от 25 октября 2019 г. № 122/72/2018, выявленном в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 18
Постановление № 46-АД19-18 от 27.09.2019 Верховного Суда РФ
Самарского областного суда от 30 октября 2018 г., вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства. Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра ) по Самарской области от 3 апреля 2018 г. № 978-1р/2018 в отношении ФИО1 23 апреля 2018 г. начальником Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного указанным органом предписания от 13 апреля 2017 г. № 57 об устранении нарушений требований земельного законодательства
Постановление № 44-АД21-1 от 19.02.2021 Верховного Суда РФ
дороги» (ОАО «РЖД»). По результатам проверки должностным лицом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю сделан вывод об использовании дополнительного земельного участка, площадью 945 м2, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него в нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. 15 января 2019 г. отделом государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю обществу вынесено предписание № 3/4/10-2019 об устранении нарушения требований земельного законодательства в срок до 15 июля 2019 г. (далее также предписание). 28 августа 2019 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю от 31 июля 2019 г. № 12-2444-Р должностным лицом межмуниципального отдела по Красновишерскому, Соликамскому, Чердынскому районам Пермского края Управления Росреестра по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания, по результатам которой 29 августа 2019 г. составлен акт № 246/1/4-2019. Согласно данному акту площадь дополнительного земельного участка, используемого без оформленных в установленном порядке документов
Постановление № А65-12554/17 от 21.12.2017 АС Поволжского округа
РТ по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке по адресу РТ, Высокогорский район, в границах кадастрового квартала 16:16:250401, сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, было установлено, что на земельном участке прорастают сорные растения, местами мелкие деревца, что свидетельствует о неиспользовании земельного участка и нарушает требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем в отношении КФХ «Урманче» вынесено предписание от 03.10.2012 № 65 об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 31.10.2012. Для проверки выполнения предписания Управлением Росреестра по РТ была проведена повторная проверка спорного земельного участка, в ходе которой было установлено, что ответчиком не устранены нарушения, указанные в предписании от 03.10.2012 № 65, о чем был составлен акт проверки от 01.11.2012 №160-2, а также в отношении КФХ «Урманче» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Управлением Росреестра по РТ 08.11.2012 в
Постановление № А20-4311/19 от 26.05.2021 АС Северо-Кавказского округа
07:11:0900000:1, расположенными в Эльбрусском районе, на момент проведения проверки правоустанавливающие документы у филиала общества – «Каббалкэнерго» отсутствовали. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин не имело реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности и предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения правонарушения. С учетом указанных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые обществом предписания об устранении нарушений земельного законодательства выданы управлением Росреестра законно. Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В заявлении об оспаривании предписаний управления Росреестра общество указывало на то, что они являются неисполнимыми, в связи с чем, подлежат отмене ввиду их незаконности. Неисполнимость выражается в
Постановление № А33-6495/2021 от 18.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа
08.07.2020 № 39 ФИО3 не исполнено. Департамент посчитал, что данные действия (бездействие) образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 8.8 Кодекса (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению); частью 1 статьи 19.5 Кодекса (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства). Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.12.2020 № 92/1. Материалы проверки в отношении ФИО3 с сопроводительным письмом от 22.01.2021 № 959ги направлены для рассмотрения и принятия мер в Управление Росреестра по Красноярскому краю. Определением Управления от 25.02.2021 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование отказа административный орган указал, что неисполнение требования предписания от 08.07.2020 № 39 по использованию участка с кадастровым
Постановление № А57-9066/17 от 01.02.2018 АС Поволжского округа
явившихся сторон. Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила следующее. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.03.2017 № 26-ГЗНО в отношении общества в период с 06.04.2017 по 26.04.2017 Управлением Росреестра по Саратовской области была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 05.10.2016 № 40/1. В ходе проверки Управлением Росреестра Саратовской области установлено, что по адресу: <...> кадастровый номер: 64:48:000000:27, расположен земельный участок и объекты капитального строительства - нежилые здания, строения, помещения, территория и сопутствующие сооружения речного пассажирского порта, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования открытому акционерному обществу «Саратовское речное транспортное предприятие». Административным органом выявлено, что право постоянного (бессрочного) пользования, установленное постановлением администрации г. Саратова от 20.12.1994 № 670-56 по Государственному акту на право бессрочного (постоянного)
Постановление № 17АП-8896/2015 от 13.08.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 1, 5 ч. 5 ст. 71 ЗК РФ). Исходя из приведенного нормативного регулирования, должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства по результатам плановых и внеплановых проверочных мероприятий. Из обстоятельств дела следует, что Управление Росреестра не проводило проверочные мероприятия в отношении общества, акт проверки, на основании которого выдано предписание, поступил в Управление из Департамента Росприроднадзора. В материалах дела имеется Соглашение от 29.12.2010, заключенное между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о взаимодействии в сфере государственного земельного контроля (т. 2, л.д. 71-72).
Решение № 2А-478/20 от 14.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)
июня 2019 года № П/0240 (далее - Административный регламент) установлено, что срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушения может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, которому выдано предписание об устранении нарушения законодательства, решением уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения. В соответствии с п. 133 Административного регламента в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие
Решение № А-1736/2021 от 20.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
26 статьи 19.5 КоАП. В соответствии со ст. 132 Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушения может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, которому выдано предписание об устранении нарушения законодательства, решением уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения. В соответствии со ст. 133 Административного регламента в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие