ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Принцип сбалансированности бюджета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А15-3015/20 от 30.08.2022 Верховного Суда РФ
Бюджетного кодекса, в частности статьями 2421 и 2422. Исполнение таких судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации. Исполнение производится за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а при превышении таких ассигнований вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В силу общего подхода, лежащего в основе бюджетного процесса, расходование бюджетных средств - при соблюдении известных бюджетному законодательству принципов сбалансированности бюджета , эффективности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера - предполагает заявительный характер (примером могут служить субсидии, пенсии, налоговый вычет). В случае вынесения судебного акта о взыскании денежных сумм с субъекта Российской Федерации этот основополагающий подход обнаруживает себя в предъявлении взыскателем предусмотренных законодательством документов в исполняющий орган с целью инициировать бюджетные процедуры для исполнения соответствующего судебного решения. Взыскатель, как следует из статьи 152 Бюджетного кодекса, не относится к участникам бюджетного процесса, а
Определение № 05АП-12711/2014 от 24.07.2015 Верховного Суда РФ
промышленности и топливно- энергетического комплекса было выделено 18 859 973 тыс. рублей. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При этом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации для исполнения ими полномочий в федеральном бюджете предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные бюджеты). Согласно данным Приморскстата консолидированный бюджет Приморского края исполнен с профицитом, а, следовательно, вопрос финансового обеспечения функционирования природоохранных объектов, находящихся в муниципальной собственности и
Постановление № А29-4405/2011 от 20.12.2011 АС Волго-Вятского округа
Управление), Администрация муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Администрация). Прокурор не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил пункт 2 статьи 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Оспариваемым пунктом 2 нормативного акта, принятого после утверждения бюджета муниципального образования на соответствующий год и предусматривающего вступление в силу в течении финансового года нарушен принцип сбалансированности бюджета , закрепленный статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Подробно доводы Прокурора изложены в кассационной жалобе. Управление в отзыве указало, что порядок внесения изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах определяется бюджетным законодательством и антимонопольным законодательством не регулируется; оспариваемый пункт 2 нормативного акта не противоречит антимонопольному законодательству; просило рассмотреть жалобу без участия представителя. Совет МО ГО «Ухта» в отзыве отклонил доводы жалобы; заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя. Администрация отзыв на
Постановление № А52/3435/03/2 от 01.04.2004 АС Северо-Западного округа
2003 год» был принят Псковским областным Собранием депутатов 26.12.2002 и вступил в законную силу 31.12.2002. После его принятия иных законопроектов о внесении в него изменений и дополнений в связи с изменением тарифов на электроэнергию администрация области в Псковское областное Собрание депутатов не вносила; - отдельной строкой в областном бюджете на 2003 год расходы, связанные с удорожанием электроэнергии согласно принятым в текущем году решениям РЭК, не выделены; - кроме того, принятием решения был нарушен принцип сбалансированности бюджета , закрепленный частью первой статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммированному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Указанные доводы Прокурора нельзя признать обоснованными ввиду следующего. Как видно из материалов дела, предшествующие тарифы на электроэнергию для потребителей энергии в Псковской области были утверждены с 16.10.2002 до внесения изменений от 13.01.2003 в Федеральный закон №41-ФЗ от 10.03.95 и применялись до 31.01.2003. Решением правления
Постановление № А82-7739/17 от 31.08.2021 АС Ярославской области
актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Расходы на исполнение решения относятся к новым расходным обязательствам, средства на реализацию которых не предусмотрены в бюджете города Ярославля на 2021 год. Планирование денежных средств в бюджете г. Ярославля на исполнение решения суда не осуществляется до момента предъявления исполнительного листа. При разрешении вопроса об отсрочке и рассрочке судом не был принят во внимание основополагающий принцип бюджетной системы Российской Федерации - принцип сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ). Осуществление дополнительных расходов при отсутствии возможности изыскания дополнительных доходов повлечет нарушение сбалансированности бюджета г. Ярославля. Соответственно, для исполнения данного решения суда потребуется урезать ассигнования на уже принятые муниципальным образованием расходные обязательства. Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие новых поступлений в бюджет, его предельный дефицит, невозможность новых заимствований и необходимость существенного сокращения финансирования ранее установленных расходных обязательств, по мнению Департамента, затруднительность исполнения решения суда на столь значительную сумму является очевидной.
Постановление № А66-10431/18 от 16.01.2019 АС Тверской области
№ А66-6471/2017 отмечено, что само по себе принятие Правительством распоряжений о предоставлении субсидии (пункт 5.10 Порядка № 259-па) и о размере субсидии, выплачиваемой инвестору (пункты 5.19, 5.19.1 Порядка № 259-па), не означает завершение процедуры предоставления субсидии инвестору и не влечет напрямую осуществления выплат из областного бюджета. Соответственно вопросы включения конкретных сумм субсидии в Закон Тверской области об областном бюджете должны разрешаться в порядке, установленном процедурой формирования бюджета области. Статья 33 БК РФ закрепляет принцип сбалансированности бюджета и устанавливает ограничение на осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом. Статьей 83 БК РФ установлено, что если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых
Решение № 77-241(62)/2016Г от 05.04.2016 Омского областного суда (Омская область)
объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Деятельность по обустройству улично-дорожной сети Администрация <...> осуществляет в рамках выделенных бюджетных ассигнований, главными распорядителями бюджетных средств, на которых возложена обязанность по содержанию дорожной сети, являются департамент транспорта и департамент городского хозяйства Администрации <...>. В решении судьи районного суда приведено, что в рамках запланированного обустройства уличной сети города производилось и обустройство подходов к образовательным учреждениям. Статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющая принцип сбалансированности бюджета , предусматривает, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии
Решение № 2А-2007/16 от 22.08.2016 Орловского районного суда (Орловская область)
бюджетной системы Российской Федерации, отсутствуют, следовательно, принцип бюджетной самостоятельности районом соблюдается. <адрес>, которому адресовано представление, ни администрация района, как орган, руководство которым он осуществляет, полномочиями по приостановлению выплат доплат к трудовой пенсии не обладают, поскольку данные выплаты установлены нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления -<адрес> Советом народных депутатов. При этом, утвержденный дефицит бюджета района полностью покрыт остатком налоговых и неналоговых доходов, сложившихся на Дата, поэтому в соответствии со статьей 33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета также соблюдается. Административный истец считает, что на него как на <адрес> незаконно возлагаются обязанности в части принятия мер по устранению допущенных нарушений Бюджетного законодательства, причин и условий им способствующих, в отсутствие полномочий по приостановлению выплат доплат к трудовой пенсии, поскольку данные выплаты установлены нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления - <адрес> Советом народных депутатов. Просит признать незаконным представление прокурора <адрес> Коротких Е.В. от Дата № об устранении нарушений требований бюджетного законодательства. В
Решение № 2А-142/20 от 31.01.2020 Шиловского районного суда (Рязанская область)
частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7). Согласно ст.15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип сбалансированности бюджета (ст.28 БК РФ). Согласно ст.33 БК РФ, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Бюджет МО-Чучковское городское поселение на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержден решением Совета депутатов Чучковского городского поселения от 16.12.2019