ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Принципы экологической экспертизы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 305-АД14-6627 от 20.02.2015 Верховного Суда РФ
№ 1595-э в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 21.06.2005 № 125. Между тем, в силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы , основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Признавая постановление административного органа законным, суды исходили из того, что легкоатлетический манеж со спортивным ядром не являлся предметом рассмотрения указанной экспертной комиссии, а разрешение на строительство от 03.04.2007 № RU77225000-000285, не означает соблюдение требований пункта 4 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях. В данном случае факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела и не опровергнут заявителем. Оспариваемым постановлением
Апелляционное определение № АЛЛ19-175 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ
целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности В качестве основных принципов охраны Байкальской природной территории названы: приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированность решений социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательность государственной экологической экспертизы . Регулируя отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» содержит нормы, предусматривающие в исключительных случаях возможность осуществления на особо охраняемых природных территориях строительства хозяйственных и жилых объектов, размещение которых связано с обеспечением функционирования государственных природных заповедников и национальных парков и жизнедеятельности проживающих на данной территории граждан (пункт 4 статьи 9, пункт 1 и
Определение № А64-2671/20 от 20.05.2022 Верховного Суда РФ
правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, придя к выводу, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, суд, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацем пятым пункта 1, пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе », в удовлетворении заявления отказал. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Постановление № Ф03-4560/19 от 16.10.2019 АС Приморского края
экспертизе» (далее –Закон № 174-ФЗ), статьи 34 Закона №155-ФЗ, придя к выводу, что деятельность по подъему затонувшего плавдока в целом объективно связана с использованием внутренних морских вод, в связи с чем необходимость проведения государственной экологической экспертизы обусловлена нормами действующего законодательства, при том, что отнесение данной деятельности к ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду не придает ей какого-либо особого правового статуса, суды в удовлетворении заявленного требования отказали. Статьей 3 Закона № 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы , к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О
Постановление № 05АП-321/08 от 15.07.2008 Пятого арбитражного апелляционного суда
и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы,- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Указанный Федеральный закон, определяя в статье 3 принципы экологической экспертизы , предусматривает презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. В то же время, непредставление документации на экологическую экспертизу и реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является в силу статьи 30 названного выше Федерального закона нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №
Постановление № 18АП-9230/2016 от 28.07.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
на реализуемый доработанный рабочий проект – «Полигон твердых бытовых отходов г. Ишимбай» (корректировка). В соответствии со статьей 1 Федерального закона №174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Статьей 3 Федерального закона №174-ФЗ определены основные принципы экологической экспертизы , в том числе, принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за ее организацию, проведение и качество. Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона №174-ФЗ объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае внесения изменений в документацию, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. В силу части 1 статьи 18 Федерального закона №174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные
Постановление № 4А-457/2016 от 09.01.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)
деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Согласно статье 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Указанный Федеральный закон, определяя в статье 3 принципы экологической экспертизы , предусматривает презумпцию потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной или иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Согласно статье 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 названного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы,
Решение № 21-1240/2022 от 18.04.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
РФ и нормативным правовым актам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти. Изложенное также подтверждается фотоматериалом и схемой размещения объекта строительства. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе (далее – Закон № 174 - ФЗ) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждений негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Статьей 3 Закона № 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы , к которым, в числе прочих, относиться обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ. В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от
Постановление № 16-4016/2021 от 07.12.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции
задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1421-О-О). Закон об экологической экспертизе направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В статье 3 названного закона закреплены принципы экологической экспертизы , к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Реализация данного права граждан не может быть ограничена началом осуществления хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море, на чем фактически в жалобе настаивает защитник юридического лица, ошибочно полагая, что обязанность АО «Порт Ванино» получить экологическое заключения прекращена, так как юридическое
Решение № 7-21-911 от 31.08.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)
года отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителя ПАО «...» ФИО1, прихожу к следующим выводам. Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», определяя в статье 3 принципы экологической экспертизы , предусматривает презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов
Решение № 2-4703/12 от 17.12.2012 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)
приказа об утверждении заключения экспертизы, указав, что Приказом управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края». Указанное заключение государственной экологической экспертизы и приказ об его утверждении являются незаконными и подлежат отмене. Указывает, что статьей 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" установлены принципы экологической экспертизы , в которой наряду с иными принципами закреплены принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы. Между тем, государственная экологическая