ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Привлечение к субсидиарной ответственности руководителя должника обзор - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А33-13182-68/17 от 11.03.2022 АС Красноярского края
либо имеют возможность иным образом определять его действия, является наличие причинно-следственной связи между действиями данных лиц и банкротством должника. Применение норм права о привлечении к субсидиарной ответственности допустимо при доказанности следующих обстоятельств: - надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия; - факта несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявления должника о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; - наличия причинно-следственной связи между обязательными указаниями, действиями вышеперечисленных лиц и фактом банкротства должника; - вины контролирующего лица должника в несостоятельности (банкротстве) предприятия. В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной
Решение № А57-10341/2021 от 24.11.2021 АС Саратовской области
лиц из ЕГРЮЛ, лишило возможности кредиторов принимать меры ко взысканию задолженности, а при недостаточности имущества у должника - возможности участвовать в деле о банкротстве общества, в том числе оспаривать сделки, требовать привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Суд признает, что истцом доказаны и материалами дела подтверждены значимые для разрешения дела обстоятельства: недобросовестные действия руководителя должника, выразившиеся в непредоставлении налоговой бухгалтерской отчетности, неисполнения обязанности руководителем юридического лица по подаче заявления о банкротстве предприятия в арбитражный суд; вина субъекта ответственности, исходя из того, что директор ООО «Спарт» не принял все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Кроме того, согласно Обзору «Основные изменения в корпоративном законодательстве (АО и ООО) в 2021 году» с 26.05.2021 действует постановление Конституционного Суда Российской Федерации, от 21.05.2021 года №20-П об ответственности контролирующих лиц в случае исключения организации
Постановление № А72-6031/2021 от 06.06.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица, в случае недостаточности имущества должника, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (абзац первый), что позволяло уполномоченным лицам (конкурсному управляющему, конкурсным кредиторам) инициировать споры по привлечению контролирующих должника лица к субсидиарной ответственности как ссылаясь на презумпции, установленные абзацем третьим, четвертым пункта 4 ст. 10 Закона о банкротстве, так и доказывая наличие иных обстоятельств, в том числе привлечение должника к налоговой ответственности вследствие виновных действий руководителя, свидетельствующих о доведении должника до банкротства. В случае пропуска субъективного или объективного срока, управомоченное лицо лишается права на удовлетворение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. В п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) также разъяснено, что срок исковой давности по требованию о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по долгам должника-банкрота, по общему правилу, начинает течь с момента, когда
Постановление № 11АП-854/19 от 26.02.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в соответствии с пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве. Таким образом, целью правового регулирования, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве, является предотвращение вступления в правоотношения с неплатежеспособной (несостоятельной) организацией (должником) контрагентов в условиях сокрытия от них такого состояния должника. Несоответствующее принципу добросовестности бездействие руководителя, уклоняющегося от исполнения возложенной на него Законом о банкротстве обязанности по подаче заявления должника о собственном банкротстве, является противоправным, виновным, влечет за собой имущественные потери на стороне кредиторов и публично-правовых образований, нарушает как частные интересы субъектов гражданских правоотношений, так и публичные интересы государства. Исходя из этого законодатель в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве презюмировал наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и негативными последствиями для кредиторов и уполномоченного органа в виде невозможности удовлетворения возросшей задолженности. Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда
Решение № 2-3899/2016 от 23.09.2016 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)
первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г.). Требования налогового органа о привлечении к субсидиарной ответственности на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по обязательствам должника по уплате обязательных платежей предъявляются к руководителю должника как физическому лицу, не исполнившему установленную ст. 9 названного закона обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд. Исходя из характера возникающих правоотношений и их субъектного состава указанные требования налогового органа в случае, если ко времени рассмотрения дела судом производство по делу о банкротстве в отношении должника не возбуждалось либо было прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции (ответ на вопрос 1 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 г.).
Решение № 2-335/17 от 11.12.2017 Мучкапского районного суда (Тамбовская область)
о привлечении к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве по обязательствам должника по уплате обязательных платежей руководителя должника, не исполнившего установленную статьей 9 Закона о банкротстве обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд. Рассмотрение арбитражным судом заявлений о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности за нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случае, если производство по делу о банкротстве в отношении должника не было возбуждено либо было прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (абзац восьмой п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве), ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Закона о банкротстве не предусмотрено. Деятельность, осуществляемая Федеральной налоговой службой, по своему характеру предпринимательской или иной экономической деятельностью не является, поскольку целей извлечения прибыли не преследует (ответ на вопрос 8 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике. Обзора судебной
Апелляционное определение № 33-3973/2016 от 04.10.2016 Брянского областного суда (Брянская область)
должника, возникшим после истечения указанного срока. Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 5 ст. 10) предусмотрено рассмотрение арбитражным судом заявления уполномоченного органа о привлечении контролирующих должника лиц, к которым согласно абз. 31 ст. 2 названного Федерального закона может быть отнесен руководитель должника, к субсидиарной ответственности, в частности по основанию, закрепленному п. 2 ст. 10 Закона, лишь в деле о банкротстве должника. Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции не может согласиться. Из материалов дела видно, что дело о банкротстве ОАО «Л.» не возбуждалось. Разъяснение по вопросу подведомственности судам общей юрисдикции требования налогового органа о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности даны в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014 г. Верховный Судом РФ разъяснено следующее. Статьей 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
Апелляционное определение № 33-148/18 от 10.01.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)
Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г.). Требования налогового органа о привлечении к субсидиарной ответственности на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по обязательствам должника по уплате обязательных платежей предъявляются к руководителю должника как физическому лицу, не исполнившему установленную ст. 9 названного закона обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд. Исходя из характера возникающих правоотношений и их субъектного состава указанные требования налогового органа в случае, если ко времени рассмотрения дела судом производство по делу о банкротстве в отношении должника не возбуждалось либо было прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции. Данная позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года. Налоговый орган, обратился в
Определение № 2-115/2016 от 11.03.2016 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)
юрисдикции производство по делу о банкротстве в отношении должника возбуждалось и не было прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, а было завершено конкурсное производство по делу о банкротстве на основании ст.149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При таких фактических обстоятельствах отсутствуют указанные в Обзоре ВС РФ основания для рассмотрения судом общей юрисдикции заявления налогового органа о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника. На отсутствие указанных в Обзоре ВС РФ оснований для рассмотрения заявления истца судом общей юрисдикции указывает само содержание заявления истца, в котором говорится, что на момент подачи заявления конкурсное производство в отношении должника завершено, а наличие завершенной процедуры конкурсного производства - по определению - исключает случаи как не возбуждения, так и прекращения дела, указанные в Обзоре ВС РФ. Таким образом, исходя из изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявление налогового