изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области (г.Тюмень) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2021, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2022, установил: Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее – Общество) об обязании в срок до 01.08.2021 разработать и предоставить в Департамент проект лесовосстановления и проект лесоразведения на лесной участок площадью 118,0653 га, в срок до 01.10.2021 провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению на лесном участке площадью 118,0653 га. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.08.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2022, исковые
охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно статье 89.1 Лесного кодекса лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления . Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 № 1014, предусмотрено, что проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования. Договор аренды лесных участков заключен сторонами 12.04.2019, то есть после вступления в силу
индивидуальный предприниматель ФИО2, государственное казенное учреждение Свердловской области «Режевское лесничество» (ст. 51 АПК РФ). Решением арбитражного суда от 14.11.2023 в иске отказано. Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом не применен пункт 53 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (далее - Правила лесовосстановления № 1024). Проект лесовосстановления ответчика не содержит индивидуальных проектных показателей жизнеспособных растений, поэтому за норматив должен быть принят размер 85 %, указанный в пункте 53 Правил лесовосстановления № 1024. Истец также считает, что пропуск годового срока на один месяц не является существенным обстоятельством при рассмотрении данного спора, поскольку установленный п. 14.5 Правил лесовосстановления № 1024 срок не является пресекательным. АО «Севуралбокситруда» в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения. Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения
по разработке, согласованию в уполномоченных органах государственной власти и органах местного самоуправления (далее – работы), определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) проекта лесовосстановления по титулу: "Строительство ПС 220 кВ Сухой Лог трансформаторной мощностью 126 МВА, строительство двух одноцепных ВЛ 220 кВ Сухой Лог - Мамакан ориентировочной протяженностью 169,9 км каждая" (далее – объект) и передать результат работ заказчику. Результатом выполненных работ по договору является проект лесовосстановления , согласованный уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1.2 договора). Результат выполненных работ или его часть должны быть предоставлены подрядчиком заказчику на материальных носителях, а именно: в 2 экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде на оптических носителях: CD-R, CD-RW или DVD-R, DVD-RW (графическая часть в формате AutoCAD и Maplnfo). Наименование файлов томов, сшивов чертежей, должны соответствовать названию документации, представленной на бумажных носителях (пункт 1.3 договора). Согласно пункту 1.5 договора комплекс работ
29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее - Постановление № 1730), что составило 161 002 руб. Департамент 25.10.2022 направил ответчику претензионное письмо № 10-18-52/1615 с предложением добровольно возместить ущерб, причиненный лесному фонду в результате уничтожения подроста, в срок до 25.11.2022; (вручено ответчику 27.10.2022). Указанная претензия оставлена Обществом без удовлетворения со ссылкой на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в проект лесовосстановления Общество с привлечением подрядчика выполнило на спорной лесосеке искусственное лесовосстановление (посадка лесных культур с использование сеянцев ЗКС) на эксплуатационной площади 11,8 га; все работы были приняты Департаментом без замечаний по акту от 21.06.2022; затраты Общества по устранению причиненного вреда составили 625 459,67 руб., что значительно превышает размер вреда в денежном выражении, предъявленный арендатору. Несогласие с доводами Общества о добровольном возмещении ущерба в полном объеме, послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим
силу частей 5, 6 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса. Статьей 89.1 вышеназванного Кодекса предусмотрено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления . На основании статьи 66 ЛК РФ отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса. Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно введенной вступившим в силу с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 212-ФЗ статье 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления . Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила лесовосстановения утверждены вступившим в силу с 26 мая 2019 г. и действовавшим до 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188. В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 указанных Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, за
дача, №, площадью 9,9 га; по договору купли-продажи лесных насаждений от 16.01.2017 № 6 - Озерное участковое лесничество, Омская дача, №, площадью 9,3 и по договору купли-продажи лесных насаждений от 16.01.2017 № 5 - Озерное участковое лесничество, Омская дача, №, площадью 4,8 га, всего на общей площади 55,2 га, пройденных рубкой в 2017 году; обязать Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству и Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» разработать проект лесовосстановления на лесной участок, расположенный в эксплуатационных лесах Падунского лесничества, Озерного участкового лесничества, Омской дачи, №, площадью 31,2 га, пройденного сплошной санитарной рубкой в 2017 году, для проведения лесовосстановления путем минерализации почвы; обязать Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» провести лесовосстановление путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном в эксплуатационных лесах Падунского лесничества, Озерного участкового лесничества, Омской дачи, № площадью 31,2 га, пройденного сплошной санитарной рубкой в 2017 году, в срок до 31.10.2021 г.;
территории Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на лесных участках, арендуемых АО «Краслеинвест» на основании вышеуказанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. 2). Согласно Постановлению от 29.12.2020 № 19-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ, (дело 12-11/2021) на лесосеке, расположенной в квартале №, выдел № Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества, общей площадью № Га не сохранен подрост, подлежащий сохранению на площади № Га и отсутствует проект лесовосстановления . Период заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией (изменение от ДД.ММ.ГГГГ) заявлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка составлен ДД.ММ.ГГГГ. 3). Согласно Постановлению от 29.12.2020 № 23-420/2020 о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ, (дело 12-47/2021) на лесосеке, расположенной в квартале №, выдел № Ошаровского участкового лесничества Байкитского лесничества, общей площадью № Га не сохранен подрост, подлежащий сохранению на площади № Га и
судьи, указывая на отсутствие события и состава административного правонарушения, поскольку ни одна из правовых норм, содержащихся в главе 4 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей воспроизводство лесов и лесоразведение, не устанавливает обязанности арендатора лесного участка по предоставлению административному органу проекта лесовосстановления на бумажном носителе и в форме электронного документа. Отсутствие состава административного правонарушения подтверждает также отсутствие сведений о моменте начала лесовосстановительных мероприятий, что препятствует установлению точного момента, когда, по мнению административного органа, должен быть направлен проект лесовосстановления . Указанное обстоятельство не позволяет сделать вывод о нарушении срока предоставления соответствующего проекта, что является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу. В нарушение положений части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган ошибочно исходил из того, что протокол по делу об административном правонарушении является не способом фиксации доказательств и описания обстоятельств правонарушения, а самостоятельным неоспоримым доказательством, что свидетельствует об обвинительном характере процесса рассмотрения дела об административном правонарушении. Общество не