ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проект водозабора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-ЭС21-9234 от 04.08.2021 Верховного Суда РФ
пользовании участками недр обязан осуществлять эксплуатацию водозаборных скважин с применением современной технологии работ, обеспечивающей рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения и истощения, осуществлять необходимую водоподготовку, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного ведения работ (пункты 2.2 и 4.1 Условий пользования недрами по лицензии). Из письма отдела геологии и лицензирования по Краснодарскому краю Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 10.01.2020 № КК?КК?ЮФО?08?07/119 следует, что проект водозабора согласован протоколом от 27.01.2014 № 46, однако, проект горного отвода в уточненных границах (горноотводная документация) (письмо Северо–Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.01.2020 № 726/16?12) отсутствует. По данному факту административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 25.05.2020 № 04?32?319?Ф и вынес оспариваемое постановление от 02.06.2020 № 04?32?319?Ф?2. Суды, оценив доказательства по делу в их взаимосвязи и совокупности, руководствуясь, в том числе, положениями Закона Российской Федерации
Определение № А41-90301/2022 от 16.01.2024 Верховного Суда РФ
Российской Федерации. Из пункта 3.3 договора следует, что заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.2 договора, обязан направить исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ. Согласно пункту 3.2 технического задания в предмет договора включено оказание двух видов услуг: 1) составление проектов зон санитарной охраны (далее - проект ЗСО) 47 скважин, получение санитарно-эпидемиологической экспертизы и согласование в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации; 2) составление проекта водозабора (далее - проект водозабора ) подземных вод группы участков недр в пределах Серпуховской агропромышленной агломерации (ВЗУ №№ 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 19, 22), Калиновского участка (ВЗУ № 9), автономного участка недр Серпуховского района (ВЗУ № 18, вне месторождения). В соответствии с пунктом 8.1 договора начало выполнения работ по договору - не позднее трех рабочих дней с момента подписания договора окончание - 01.01.2019 при условии поступления аванса, предусмотренного пунктом 2.2 договора, на
Определение № А34-708/18 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ
(Росприроднадзора) по Курганской области (реорганизовано в форме присоединения в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление, Росприроднадзор)) о признании недействительным предписания от 01.11.2017 № 03-10/25 в части обязания осуществлять пользование недрами с целью добычи подземных вод посредством 12 одиночных скважин № 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, расположенных в г. Куртамыш Курганской области, при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта - проекта водозабора , при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдел геологии и лицензирования по Курганской области Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, установила: решением Арбитражного суда Курганской области от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2019 решение суда первой инстанции от 13.11.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.03.2019 отменены. Заявленное
Решение № АКПИ23-771 от 19.10.2023 Верховного Суда РФ
№ 193 «Об утверждении проекта «Зона санитарной охраны реконструируемого и строящегося водозабора из реки Лена АО «Водоканал», г. Якутск» (далее - приказ Департамента по водным отношениям Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2015 г. № 193) установлены границы зон санитарной охраны реконструируемого и строящегося водозабора из реки Лены, установлен режим хозяйственного использования территорий в границах указанной зоны. Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) 19 декабря 2016 г. № 01-05/1-807 утвержден проект «Зона санитарной охраны реконструируемого и строящегося водозабора из реки Лена АО «Водоканал», г. Якутск» и признан утратившим силу приказ Департамента по водным отношениям Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2015 г. № 193. Приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2020 г № 01-05/1-120 в приказ Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2016 г. № 01-05/1-807 внесены изменения. Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2022 г.
Кассационное определение № 41-КАД22-1 от 30.03.2022 Верховного Суда РФ
ЗАО «Марьевское» «Проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) подземного источника водоснабжения ЗАО «Марьевское» в х. Хмызов Миллеровского района Ростовской области» (далее - Приказ от 7 февраля 2017 г. № 17), пунктом 2 которого установлены границы и режим использования территории зон санитарной охраны водозабора - скважин № 5645, 3779 в х. Хмызов Миллеровского района в текстовом описании; приказом Министерства от 10 октября 2017 г. № 160 утвержден представленный заявителем АО «Алюминий Металлург Рус» проект «Зоны санитарной охраны водозабора Левобережный II Белокалитвинского месторождения подземных вод» для берегового инфильтрационного водозабора из 12 скважин, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Белая Калитва, ул. Горького, 152 А» (далее - Приказ от 10 октября 2017 г. № 160), пунктом 2 которого установлены границы и режим использования территории зон санитарной охраны водозабора в текстовом описании; приказом Министерства от 3 августа 2018 г. № 132 утвержден представленный заявителем ООО «Ростовгипрошахт» проект «Организация зоны санитарной охраны поверхностного источника
Постановление № А71-14308/16 от 23.08.2017 АС Уральского округа
отменено. Касаемо пользования недрами с нарушением п. 4.6 Условий пользования недрами по лицензии ИЖВ 01765 ВЭ суды пришли к выводу о правомерности привлечения заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Как установлено судами согласно п. 4.6 Условий пользования недрами по лицензии ИЖВ 01765 ВЭ владелец лицензии в течение полутора лет с даты государственной регистрации лицензии разрабатывает и согласовывает проект водозабора . Факт несоблюдения предприятием требований п. 4.6 Условий пользования недрами подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается. При изложенных обстоятельствах и совокупности представленных в материалы дела доказательств суды установили наличие в действиях предприятия по данному нарушению события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение,
Постановление № 17АП-4306/2022-АК от 14.06.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
пунктом 1.1 которого установлено, что общество в нарушение статей 22, 23, 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», постановления Правительства РФ от 03.03.2010 №118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» осуществляет пользование недрами при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта ( Проект водозабора для добычи пресных подземных вод для технического водоснабжения объектов ОАО «КУЗОЦМ). Срок устранения нарушений до 30.09.2021. 19.10.2021 на основании решения от 30.09.2021 № 265-РШ (66210891000101143095) Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка в период с 06.10.2021 по 19.10.2021 с целью установления факта выполнения/не выполнения ранее выданного предписания от 14.08.2020 №664/771 (пп.1.1). По итогам указанной проверки составлен акт от 19.10.2021 №782, в котором указано на то, что ранее выданное предписание обществом не выполнено в части необходимого
Постановление № А55-21296/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа
проверки Управлением выдано предписание от 14.04.2021 №15-пл об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в котором зафиксированы следующие нарушения: Пункт 3: отсутствуют утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Нарушены: часть 1. статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2018 № 811. Пункт 12: отсутствует проектная документация на разработку месторождения подземных вод ( проект водозабора ). Нарушены: статья 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1; пункт 12 «Правил разработки месторождений подземных вод» утвержденных приказом от 30.07.2020 № 530 Минприроды России. В выданном предписании обществу предписано устранить выявленные нарушения до 14.07.2021. Не согласившись с предписанием, общество оспорило его в судебном порядке. В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Постановление № А60-65345/2021 от 24.08.2022 АС Уральского округа
1.1 которого установлено, что общество в нарушение статей 22, 23, 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» осуществляет пользование недрами при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта ( Проект водозабора для добычи пресных подземных вод для технического водоснабжения объектов ОАО «КУЗОЦМ). Срок устранения нарушений до 30.09.2021. 19.10.2021 на основании решения от 30.09.2021 № 265-РШ (66210891000101143095) Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка в период с 06.10.2021 по 19.10.2021 с целью установления факта выполнения/не выполнения ранее выданного предписания от 14.08.2020 № 664/771 (пп. 1.1). По итогам указанной проверки составлен акт от 19.10.2021 № 782, в котором указано на то, что ранее выданное предписание обществом не выполнено
Решение № 2-245/2014 от 12.03.2014 Игринского районного суда (Удмуртская Республика)
подсчету запасов не представлен, государственная экспертиза запасов подземных вод по скважинам не выполнена, что является нарушением п. 6.2 ст.6, п.8.1.1 ст. 8 Соглашения лицензии ИЖВ 01366 ВЭ, и, соответственно, п.10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах». Согласно п. 6.2 ст.6 и п.8.1.1 ст. 8 Лицензионного соглашения к лицензии ИЖВ 01366 ВЭ в течение года после государственной экспертизы запасов подземных вод, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, ЗАО «Биоресурс» обязано составить и согласовать проект водозабора в установленном порядке. На момент проверки проект водозабора по эксплуатационным скважинам №№ 20937, 25961 не выполнен, что является нарушением ст.6, п.8.1.1 ст. 8 Соглашения лицензии ИЖВ 01366 ВЭ, и, соответственно, п.10 ч.2 ст.22 Закона РФ «О недрах». По результатам проведения указанной проверки государственным инспектором Управления Росприроднадзора по УР ЗАО «Биоресурс» ДД.ММ.ГГГГ выданы предписания №№ 85/Н-4 и 85/Н-4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ЗАО «Биоресурс». Так, в
Решение № 2-655/17 от 21.12.2017 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
водозабора, тем самым создается угроза причинения вреда компонентам окружающей природной среды. Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит суд возложить обязанность на МУП «УГХ» не позднее 01.03.2018 осуществлять добычу пресных подземных вод на основании лицензии, в соответствии с утвержденным и согласованным в установленном порядке проектом водозабора. В судебном заседании участвующий прокурор Друзин А.А. настоял на удовлетворении требования, согласно доводам и основаниям изложенным в иске. Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 просили отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку проект водозабора у МУП «УГХ» имеется с 2008 г. Данный проект водозабора разработан научно-исследовательским институтом гидрогеологии и геотермии. Проект водозабора проверен Федеральным государственным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», согласован и утвержден в порядке, установленном на момент представления проектной документации на согласование. В Проект не вносились изменения и дополнения. После внесения изменений законодательство в 2010 г. на владельца лицензии не возложена обязанность разрабатывать, согласовывать и утверждать новый проект водозабора. Данный вывод также подтверждается фактом продления
Решение № 2А-152/19 от 04.04.2019 Нерчинского районного суда (Забайкальский край)
№ ** устранении выявленных нарушений сроком исполнения до ***г. Обратившись в суд, прокурор первоначально просил суд признать действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» по эксплуатации водозаборных скважин по лицензии ** на участках в ... в отсутствие согласованного и утвержденного проекта водозабора, незаконным. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» согласовать и утвердить в установленном порядке проект водозабора по лицензии ** на водозаборных скважинах на участках в ... в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования. Обязать Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю профинансировать указанные работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В процессе судебного разбирательства по ходатайству прокурора в качестве соответчика к участию в деле суд привлек ФСИН России. Исковые требования прокурором были увеличены требованием обязать Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации профинансировать