ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Профессиональное обучение без лицензии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 N АК-1261/06 "Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО" (вместе с "Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования")
частью 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ в приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. Исходя из изложенного, дополнительное образование детей и взрослых не относится к дополнительному профессиональному образованию, подлежит лицензированию, и в приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности. Одновременно сообщаем, что порядок переоформления лицензии установлен статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Вопрос 37. В соответствии Федеральным законом N 273-ФЗ в приложении к лицензии по дополнительным профессиональным программам не указываются места проведения занятий. Но при оформлении лицензий по ДПО Рособрнадзор по-прежнему требует справки пожарной и санитарно-эпидемиологической
Письмо Рособрнадзора от 29.12.2014 N 05-504 "О представлении в Рособрнадзор отчета об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования за 2014 год" (вместе с "Порядком представления отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации")
образовательная организация общеобразовательная организация профессиональная образовательная организация организация дополнительного образования организации дополнительного профессионального образования организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых организации, осуществляющие социальное обслуживание научные организации иные юридические лица всего реализующие основные и дополнительные образовательные программы с привлечением педагогических работников дошкольного образования начального общего, основного общего или среднего общего образования дополнительные общеобразовательные профессионального обучения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Осуществление образовательной деятельности без лицензии 1 X Нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности 2 X Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании 3 X Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций 4 Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в сфере образования порядка приема в образовательную организацию 5 Нарушение прав обучающихся при выборе форм
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"
производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда; правила внутреннего трудового распорядка. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" и стаж работы в должности начальника цеха АС или его заместителя не менее 3 лет. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА - НАЧАЛЬНИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АТОМНОЙ СТАНЦИИ Должностные обязанности. Организует работу по подготовке, поддержанию и повышению квалификации персонала атомной станции (АС). Обеспечивает разработку программ подготовки на должность, поддержания квалификации работников АС и учебно-методических материалов. Осуществляет анализ эффективности и качества подготовки персонала АС и совершенствование системы его обучения. Обеспечивает внедрение методологии системного подхода к обучению персонала АС, организует проведение на АС стажировки и практики учащихся и студентов, направляемых учебными заведениями. Обеспечивает получение лицензий (разрешений) органов государственного регулирования безопасности и специализированных организаций на право обучения персонала АС в учебно-тренировочном подразделении АС, соблюдение условий действия лицензий. Обеспечивает эксплуатацию технических
Кассационное определение № 69-КА19-3 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» (далее - Университет), а также не имеет правового значение отсутствие у Университета сертификата АУЦ, поскольку Университет не занимался переподготовкой (переучиванием) авиаспециалистов для освоения новых для них типов воздушных судов. Суд не согласился с доводом об отсутствии у ФИО1 специальной подготовки, необходимой для получения свидетельства пилота, указав, что удостоверение о подготовке в АУЦ является документом, подтверждающим прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства пилота, и необходимым к представлению в Росавиацию. Суд апелляционной инстанции, оставляя без удовлетворения апелляционную жалобу Росавиации, исходил из того, что административный ответчик не предъявлял претензий к представленным ФИО1 документам, а об отсутствии сертификата АУЦ у Университета и отсутствии лицензии на право обучения у Авиакомпании было известно Росавиации на момент выдачи административному истцу свидетельства пилота, не явилось препятствием для согласования Программы обучения слушателей. Соглашение между Авиакомпанией, обладающей статусом АУЦ и сертификатом, и Университетом, имеющим лицензию образовательного учреждения, не
Определение № 09АП-62902/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
обучения - очная, заочная, одобренная Ученым советом института 29.08.2016, утвержденная ректором института 29.08.2016 (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), представленная институтом в Рособрнадзор с целью подтверждения исполнения повторного предписания, не соответствует требованиям законодательства, поскольку: - не устанавливает перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем; - содержит недостоверные сведения в части содержания разделов рабочей программы учебной практики. Сходные нарушения, по выводу судов, имели место и в отношении рабочих программ учебной практики по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата). Помимо этого, в качестве нарушения, образующего достаточные основания для аннулирования лицензии , судами сочтено то, что в договорах об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования, заключенных
Постановление № А33-8041/2007-03АП-1064/2007-Ф02-964/2008 от 25.03.2008 АС Восточно-Сибирского округа
предметов и,, другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Из материалов дела следует, что 01.04.1999 Красноярскому государственному университету Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации выдана лицензия № 24Г-0036 на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, дополнительного, послевузовского профессионального образования по направлениям (специальностям), уровням образования и на сроки согласно приложениям к настоящей лицензий при условии соблюдения в нем контрольных нормативов и предельного контингента обучающихся. В подпункте 106 приложения № 1 к указанной лицензии отражено, что Красноярский государственный университет в рамках дополнительного образования вправе производить обучение по программе - подготовка к поступлению в вуз. 18.04.2003 Министерством образования Российской Федерации университету выдана лицензия серии А № 000593 регистрационный № 0573 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии. Согласно подпункту 105 приложения № 1 к лицензии А № 000593 университет в рамках дополнительного образования вправе производить обучение по программе -
Постановление № А56-68292/2021 от 14.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года; - прохождение лицами, указанными в подпункте «в» настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих. Согласно пункту 5 Положения о лицензировании нарушения, предусмотренные подпунктами «б» и «д» пункта 4 данного Положения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований. Как следует из материалов дела, ООО «Магистраль-СПб» была предоставлена лицензия МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 18.07.2012 №2-Б/00493. В ходе проверки Управлением установлены и Обществом не опровергнуты следующие нарушения: - лицензиатом не переоформлена лицензия от 18.07.2012 №2-Б/00493, в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (по адресу: 192102, Санкт-Петербург,
Постановление № А57-23793/2021 от 19.05.2022 АС Поволжского округа
выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих. По результатам проверки составлен акт проверки от 29.09.2021 № 105, должностным лицом надзорного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.10.2021 № 62 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ заявитель в соответствии с частью 3 статьи 23.1, статьи 28.8 КоАП РФ направил заявление в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией ), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200
Постановление № 5-1643/2021 от 18.06.2021 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)
выполняющих газоэлектросварочные и другие огневые работы» возможно при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования – профессиональное обучение и соблюдении требований, предъявляемых к реализации основных программ профессионального обучения – программ повышения квалификации рабочих, служащих. В нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса, подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании, пунктом 1 статьи 91 Федерального закона об образовании, Организация осуществляла образовательную деятельность по виду образования « Профессиональное обучение» без лицензии на осуществление образовательной деятельности. Таким образом, юридическим лицом – ЧАСТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПОЖВЕСТ» по адресу<адрес>, (место совершения административного правонарушения) ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут (время совершения административного правонарушения) совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, В судебное заседание явился законный представитель ЧОУ ДПО «ПОЖВЕСТ» директор ФИО1 и защитник юридического лица – Матренин А.В., действующий на основании доверенности от 03.06.2021 года,
Решение № 12-2467/21 от 21.09.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
выполняющих газоэлектросварочные и другие огневые работы», возможно при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по виду образования – профессиональное обучение и соблюдении требований, предъявляемых к реализации основных программ профессионального обучения – программ повышения квалификации рабочих, служащих. В нарушение требований, установленных пунктами 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса, подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании, пунктом 1 статьи 91 Федерального закона об образовании, Организация осуществляла образовательную деятельность по виду образования « Профессиональное обучение» без лицензии на осуществление образовательной деятельности. Таким образом ЧОУ ДПО УЦ «ПОЖВЕСТ» по адресу: 198097, <...>, лит. А, <дата> в 15 часов 00 минут совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Защитник ЧОУ ДПО УЦ «ПОЖВЕСТ» Матренин А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу, по следующим основаниям. В рамках лицензии ЧОУ ДПО УЦ «ПОЖФЕСТ» проводило образовательную деятельность по реализации
Апелляционное постановление № 22-3210/2015 от 30.06.2015 Самарского областного суда (Самарская область)
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ коммерческие организации, вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ст.31 Федерального закона № 273-ФЗ). К последним, относятся программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (ч.4. ст.12 Федерального закона № 273-ФЗ). Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, являясь коммерческой организацией, вправе был осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, программам профессионального обучения при условии получения соответствующей лицензии . Из показаний в суде свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО9 ФИО10, ФИО11, ФИО12, а также из показаний свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, оглашенных судом в соответствии со ст. 281 УПК РФ, следует, что <данные изъяты> оказывало услуги по обучению авиаспециалистов на возмездной основе, ФИО51 был осведомлен о необходимости получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку еще прежний <данные изъяты> ФИО16 направлял в Министерство образования <адрес> сотрудников с необходимым для лицензирования