ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Проведение торгов на установку рекламных конструкций - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Росавтодора от 24.10.2016 N 2192-р "Об организации работы при выполнении мероприятий по установке и эксплуатации рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (вместе с "Порядком работы при выполнении мероприятий по установке и эксплуатации рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения")
предложениями, осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных предложений, ведет протокол оценки и сопоставления конкурсных предложений; назначает из состава комиссии аукциониста (в случае проведения торгов в форме аукциона); в случае проведения торгов в форме аукциона ведет протокол аукциона; определяет победителя торгов. 4. Торги и извещение об их проведении 4.1. Торги являются открытыми по составу участников и могут проводиться как в форме конкурса, так и в форме аукциона. 4.2. Извещение о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций размещается организатором торгов в официальном печатном издании и/или на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, установленный конкурсной (аукционной) документацией, но не менее чем за тридцать дней до их проведения. 4.3. Извещение о проведении торгов должно содержать следующие обязательные сведения: дату, время, место проведения торгов; форму проведения торгов; предмет торгов; начальную цену предмета торгов (лота); годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, рассчитанный в соответствии
Письмо ФАС России от 26.10.2012 N АК/35008 "О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций"
 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 26 октября 2012 г. N АК/35008 О ТОРГАХ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ НА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ФАС России в связи с поступающими обращениями направляет разъяснения положений Федерального закона "О рекламе", связанных с проведением торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции . Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной
"Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года)" (утв. протоколом Президиума ФАС России)
качестве грузополучателя до размещения Заказчиком информации о проведении закупки у единственного поставщика. Апелляционной коллегией отмечено, что подход к доказыванию наличия антиконкурентного соглашения, использованный УФАС при рассмотрении настоящего дела, соответствует сложившейся практике применения антимонопольного законодательства, в т.ч. разъяснениям Президиума ФАС России N 3 от 17 февраля 2016 г. "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", содержащим ссылки на решения судов различных инстанций. 8. Бездействие органа власти по демонтажу рекламной конструкции, образующее признаки нарушения статьи 19 Закона "О рекламе", само по себе не свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между указанным органом власти и лицом, разместившим в отсутствие правовых оснований рекламную конструкцию. В апелляционную коллегию поступила жалоба на решение УФАС об установлении факта нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между Обществом и Учреждением соглашения при установке и эксплуатации незаконной рекламной конструкции на принадлежащем Обществу здании. Апелляционная коллегия удовлетворила
Определение № 307-ЭС17-5578 от 02.06.2017 Верховного Суда РФ
в извещении о проведении торгов сведений об обременении земельного участка правом аренды не является нарушением правил проведения торгов. Данная информация указывается для потенциальных участников аукциона, которым общество не являлось. Компания претензий к содержанию аукционной документации и информации, содержащейся в извещении о проведении аукциона не заявляла, в связи с чем, руководствуясь пунктом 1 статьи 449 и статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания торгов недействительными. Суд признал, что, поскольку из положений Закона о рекламе следует, что владельцы рекламных конструкций не приобретают каких-либо прав на земельные участки под рекламными конструкциями, а приобретают лишь право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции , то злоупотребления правом ответчиками в отношении истца не допущено. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является нарушением прав арендатора, поскольку не затрагивает прав на земельный участок. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку,
Определение № 10АП-5572/2015 от 10.02.2016 Верховного Суда РФ
иском, ссылаясь на то, что оно в нарушение правил организации и проведения открытого аукциона не было допущено к участию в аукционе в связи с несоответствием поданной им заявки пункту 7.4 аукционной документации, согласно которому заявка подается в запечатанном конверте, скрепленном печатью заявителя (для юридического лица) и подписывается заявителем или лицом, которое вправе действовать от его имени), в связи с чем оспариваемые торги были проведены без его участия. Оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив положения статей 167, 447, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», решения Совета депутатов Павлово- Посадского муниципального района Московской области № 762/87 от 01.08.2014 «Об утверждении Положения о проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности
Определение № 303-КГ15-3051 от 17.07.2015 Верховного Суда РФ
установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. В период организации спорных торгов действовало Положение о порядке проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, утвержденное постановлением Мэра города Хабаровска от 24.07.2008 № 2137. Согласно указанному Положению основными принципами организации проведения торгов являются, в том числе создание для рекламораспространителей равных условий участия в торгах, добросовестная конкуренция, доступность информации о проведении торгов и обеспечение открытости его проведения (пункт 1.3). Пунктом 4.2 Положения было определено, что конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию о предмете торгов, информацию о
Определение № А79-10360/12 от 26.11.2012 АС Чувашской Республики
Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания. Заявление мотивировано тем, что оспариваемым решением администрация города признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Вместе с тем, проведение торгов на установку рекламной конструкции предусмотрено пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» и не регулируется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Так, договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не предусматриваются расходы бюджета муниципального образования либо приобретения для нужд города Чебоксары товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напротив, лицо, заключившее договор по результатам аукциона, вносит в бюджет города плату за право заключения договора. Кроме этого, в решении Управления не указано, в чем именно заключается нарушение антимонопольного законодательства и какими нормами права запрещено муниципальному
Определение № А79-10360/12 от 24.10.2012 АС Чувашской Республики
Чувашское УФАС России, Управление) о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания. Заявление мотивировано тем, что оспариваемым решением Управление признало в действиях администрации нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». По мнению администрации, проведение торгов на установку рекламной конструкции предусмотрено пунктом 5.1 статьи 19 указанного Федерального закона и не регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не предусматриваются расходы бюджета муниципального образования либо приобретения для нужд г. Чебоксары товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напротив, лицо, заключившее с администрацией указанный договор по результатам аукциона, вносит в бюджет г. Чебоксары плату за право заключения договора. Кроме этого, в решении Управления не указано, в чем именно заключается нарушение антимонопольного законодательства и
Определение № А79-10360/12 от 08.10.2012 АС Чувашской Республики
и предписания. Заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения Управлением жалобы общества с ограниченной ответственностью «Билборд» (далее – ООО «Билборд», общество) на конкурс по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе. Согласно заявлению, проведение торгов на установку рекламной конструкции предусмотрено пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и не регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению администрации, договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не предусматриваются расходы бюджета муниципального образования либо приобретения для нужд г. Чебоксары товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напротив, лицо, заключившее с администрацией указанный договор по результатам аукциона, вносит в бюджет г. Чебоксары плату за право заключения договора. Кроме этого, в решении Управления не указано в чем именно заключается
Постановление № А46-12808/16 от 26.10.2017 АС Западно-Сибирского округа
448 ГК РФ, отклоняется судом округа, поскольку все вносимые департаментом изменения делались в соответствии с пунктом 13 порядка проведения аукциона, не менее чем за 3 дня до начала проведения аукциона и имеют для претендентов обязательную силу. Довод заявителей о том, что департаментом нарушен порядок формирования лотов, повлекший неправильное определение первоначальной цены продажи, что лишило потенциальных участников аукциона права на участие в торгах, отклоняется судом округа, порядок формирования лотов при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций законами или иными нормативными правовыми актами не регламентирован, в связи с чем отсутствуют доказательства нарушения организатором торгов при формировании лотов и определении начальной цены Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе и требований постановления Администрации г. Омска от 17.03.2016 № 308-п и подтверждается решением от 05.09.2016 № 05-04.1/81-16 УФАС по Омской области. Доводы кассационной жалобы о том, что в аукционной документации отсутствует информация о том, что на торги были
Постановление № 4-А-445 от 16.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)
рекламных конструкций. Между тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в ходе рассмотрения дела, администрация г. Твери в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводила торги на право заключения договоров на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности г. Твери, по действующей Схеме размещения рекламных конструкций. Согласно письма администрации г. Твери от 28 декабря 2018 года № 01/7797-и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности г. Твери, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 26 августа 2013 года № 1016 (л.д. 199-200 том 1). В соответствии с пунктом 1.9 указанного Положения организатором торгов выступает администрация г. Твери в лице департамента
Решение № 3А-1319/2021 от 30.08.2021 Самарского областного суда (Самарская область)
субъекта Российской Федерации. В силу пп.1, 2 ч.2 ст.3 Закона Самарской области от 29 декабря 2014 года № 134—ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, за исключением полномочий органов местного самоуправления городского округа Самара: проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключение данных договоров, за исключением случаев размещения рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности; выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, демонтаж рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе». Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О