ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Публичные слушания вид разрешенного использования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. (часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид
Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности,
Статья 28. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток
по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся в сроки, установленные настоящей статьей. Решение о проведении указанных обсуждений или слушаний принимает глава муниципального образования. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8. Подготовка и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более пятнадцати дней. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10. На основании рекомендаций, указанных в части 8 статьи
Статья 35.
в части 4 настоящей статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования. 6. Публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального
Определение № 309-КГ16-5683 от 14.06.2016 Верховного Суда РФ
земельного участка при отсутствии в материалах дела доказательств проведения публичных слушаний по данному вопросу, суд указал, что данный вывод противоречит статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также абзацу 42 статьи 1 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48, согласно которым проведение публичных слушаний является обязательной процедурой для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Суд отметил, что отсутствие граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, применительно к которой запрашивается данное разрешение, и доказательств возможности оказания условно разрешенным видом использования земельного участка негативного воздействия на окружающую среду, а также участие в рассмотрении дела в качестве третьих лиц правообладателей смежных земельных участков и отсутствие у них возражений относительно предоставления обществу "Компания № 8" разрешения не являются обстоятельствами, свидетельствующими о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в ином порядке, без проведения публичных слушаний,
Определение № 305-КГ14-4608 от 21.11.2014 Верховного Суда РФ
Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу, что спорные земельные участки имеют статус сельскохозяйственных угодий, в связи с чем независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования оснований для изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» без изменения категории земель не имеется. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что отнесение земельного участка к сельскохозяйственным угодьям возможно в случае, когда на земельном участке находятся пашни, пастбища, многолетние насаждения, что подтверждается соответствующим актом обследования земельного участка с участием представителей уполномоченных органов, однако, доказательств соответствия спорных земельных участков вышеназванным критериям не представлено. Кроме
Определение № А65-534/2017 от 12.03.2018 Верховного Суда РФ
кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. На основании обращения ООО «Строй-Ка» проведены публичные слушания по вопросу предоставления испрашиваемых обществом разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 16:506171124:162. По результатам публичных слушаний утверждено заключение по указанным вопросам, на основании которого Исполкомом МО г. Казани вынесено постановление от 15.09.2015 № 3485 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы-2». В оспариваемом постановлении Исполком МО г. Казани постановил: «1. Предоставить ООО «Строй-Ка» для земельного участка кадастровый номер 16:50:171124:162 площадью 12000 кв. м, расположенного на территории Фермы-2, следующие разрешения в зоне
Определение № А23-7383/19 от 01.10.2021 Верховного Суда РФ
типа". Органами местного самоуправления города Калуги 14.02.2014 инициирована административная процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка 099:72 путем проведения процедуры публичных слушаний, что подтверждается письмами Городской Управы города Калуги о назначении публичных слушаний от 21.02.2014 N 417/17-14 от 21.02.2014, о проведении публичных слушаний от 25.02.2014 N 440/07-14, протоколом публичных слушаний 26.02.2014, заключением от 05.03.2014 N 7 о результатах публичных слушаний, письмом Городской Управы города Калуги о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка от 07.03.2014 N 4875-ВН-0714. Постановлением Городской Управы города Калуги от 14.03.2014 N 2732-пи вид разрешенного использования спорного земельного участка "строительство производственной базы" изменен на условно разрешенный - "жилые дома различного типа". В целях приведения положений договора аренды в соответствие с установленным постановлением Городской Управы города Калуги от 14.03.2014 N 2732-пи условно разрешенным видом разрешенного использования стороны заключили дополнительное соглашение N 419/14 к договору аренды. Обществом 02.06.2014 получено разрешение на строительство объекта капитального строительства "Комплекс
Постановление № 16АП-4361/2013 от 13.03.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
строение литера «И», общей площадью 41,5 кв.м; туалет литера «К», общей площадью 14,8 кв.м; прачечную литера»Л», общей площадью 105,9 кв.м; склад литера «Н», общей площадью 43,7 кв.м; автомойку литера «П», общей площадью 98 кв.м; производственное строение литера «Р», общей площадью 244,6 кв.м; столовую литера «У», общей площадью 86,7 кв.м; бытовое здание литера «Ф», общей площадью 73,4 кв.м (том 1 л.д. 173-180). Постановлением главы города-курорта Кисловодска от 03.04.2009 № 397, принятым по результатам публичных слушаний, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:34:010103:2 «под молочный комбинат», изменен на другой вид - «под проектирование и строительство жилого комплекса» (том 1 л.д. 188-189). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2009 № 26-АЕ 792459, произведена государственная регистрация права собственности общества на земельный участок общей площадью 10 834 кв.м, кадастровый номер 26:34:010103:2, категория земли - земли населенных пунктов, под проектирование и строительство жилого комплекса, расположенный по адресу: г. Кисловодск, ул. Куйбышева 7/
Постановление № 08АП-11290/2014 от 13.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда
Впоследствии право собственности в отношении указанного объекта капитального строительства зарегистрировано за Медведевой Ириной Юрьевной, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 86-АА 586714 от 24.12.2003. На основании договора купли-продажи нежилого здания от 28.02.2006 право собственности на указанное нежилое здание «Павильон-шашлычная» перешло к ИП Ильину О.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 72 ПК № 106919 от 18.05.2006. В силу постановления главы г. Урай № 3573 от 11.11.2008 «О результатах проведения публичных слушаний» вид разрешенного использования объекта капитального строительства «павильон-шашлычная» изменен на «аптека», в связи с чем предпринимателю взамен свидетельства о государственной регистрации права серия 72 ПК № 106919 от 18.05.2006 выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 72 HЛ № 207694 от 15.05.2009 на объект: Аптека, назначение нежилое сооружение, 1 - этажный, общая площадь 76,8 кв.м., инв. номер 71:138:001:002088620, лиг. А,А1,А2,АЗ, расположенное по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ, г. Урай, ул. Космонавтов, Павильон-Шашлычная (условный
Решение № А19-17144/13 от 29.05.2014 АС Иркутской области
14.04.2008 между администрацией г. Иркутска и Ефременко А.С. заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка. 10.03.2010 г. между Ефременко А.С. и Бахаревой В.Н. заключен договор дарения земельного участка с кадастровым № 38:36:000034:1812 площадью 87 кв.м., расположенного по адресу г. Иркутск, Кировский район ул. Российская, во дворе жилого дома № 11. 04.06.2010 были проведены публичные слушания на основании заявления Ефременко А.С. от 20.05.2010 об изменении вида разрешенного использования объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Российская. Распоряжением администрации г. Иркутска от 04.08.2010 № 504-02-4298/10 по результатам проведенных публичных слушаний вид разрешенного использования объекта капитального строительства, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, ул. Российская во дворе дома № 11 с кадастровым (условным) номером 38-38-01/102/2007-111 площадью 19,3 кв.м., изменен с «гараж» на «гостиница», и изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым № 38:36:000034:1812 площадью 87 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Кировском районе г.
Решение № А75-353/12 от 22.02.2012 АС Ханты-Мансийского АО
Между истцом и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка от 28.08.2008 №191/08, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает по акту приема-передачи на условиях аренды из земель населенных пунктов земельный участок, с кадастровым номером 86:14:0101004:0374, площадью 110, 0кв.м. под сооружение, павильон – Шашлычная, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономных округ, г. Урай, ул. Космонавтов, Павильон-Шашлычная. Срок аренды заключен с 07.08.2008 по 05.08.2009. Постановлением главы города Урай от 11.11.2008 №3573 «О результатах проведения публичных слушаний» вид разрешенного использования объекта был изменен с павильона-шашлычной на аптеку. Право собственности предпринимателя на объект : аптека, общая площадь 76,8 кв.м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономных округ, г. Урай, ул. Космонавтов, Павильон-Шашлычная зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.05.2009. Договор аренды земельного участка 28.08.2008 № 191/08 расторгнут по соглашению сторон с 19.06.2009 года. По заявлению ответчика, постановлением администрации города Урай от 20.07.2009 № 1953 «О предоставлении земельного участка
Решение № 2-2518« от 09.10.2017 Коломенского городского суда (Московская область)
была уточнена его площадь-12580 кв.м..присвоен кадастровый №.Затем срок аренды земельного участка был продлен до ДД.ММ.ГГГГ с учетом нахождения газопровода на территории огороднического товарищества общая площадь земельного участка была скорректирована до 9659 кв.м.Одновременно было произведено межевание всех входящих в арендованный ОНТ участков и земельному участку истца была определена его площадь 621+\-9 кв.м. ДД.ММ.ГГГГг используемый истцом земельный участок № был поставлен на кадастровый учет. В связи с решением ФИО4 перерегистрироваться в ФИО4 были проведены публичные слушания,вид разрешенного использования зели товарищества был заменен на «садоводство».Общим собранием членов товарищества от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден устав ФИО4 соглашением № ДД.ММ.ГГГГ срок аренды общего участка СНТ продлен до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ им было подано в ФИО3 заявление о предоставлении ему как члену СНТ указанного земельного участка бесплатно в собственность.Ему в данной просьбе было отказано ответчиком 12.09.2016г.Никакой мотивировки для отказа в протоколе не содержится. Полагает отказ незаконным.Ссылается на ч.2 ст.11 ЗК РФ,ст.39.2 ЗК РФ,ст.39.5 ч.3 ЗК РФ,п.2.7
Решение № от 01.09.2010 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
размещено на официальном сайте администрации города Сочи в сети «Интернет». Возможность размещения автостоянки на вышеуказанном земельном участке подтверждается схемой генерального плана и расчетом минимальной площади земельного участка, согласованным с Управлением архитектуры и градостроительства. Таким образом, ООО «Ривьерский мост» была соблюдена процедура об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объекта недвижимости в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, однако главой города до настоящего времени не издано Постановление об изменении с учетом результатов публичных слушаний вида разрешенного использования земельного участка. После заключения соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков к правообладателю земельного участка Звягину А.А. перешли полностью все права и обязанности по земельному участку, который принадлежал ООО «Ривьерский мост». После регистрации соглашения о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельного участка Звягин А.А. обратился с письмом к главе г. Сочи с заявлением, где просит изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: земельного участка
Решение № 2-1378/2010 от 29.07.2010 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
«торгово-развлекательный комплекс с надстройкой гостиничного типа» на «торгово-офисный центр с надстройкой жилого типа «...». Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Н.» и размещено на официальном сайте администрации города Сочи в сети «Интернет». Таким образом, ООО «Р.» была соблюдена процедура об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объекта недвижимости в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, однако главой города до настоящего времени не издано Постановление об изменении с учетом результатов публичных слушаний вида разрешенного использования земельных участков и объекта недвижимости. После заключения договора купли-продажи на здание торгово-развлекательного комплекса с надстройкой гостиничного типа и соглашений о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков к собственнику объекта недвижимости и правообладателя земельных участков Звягину А.А. полностью перешли все права и обязанности по объекту недвижимости и земельным участкам, которые принадлежали ООО «Р.». Данный факт также подтверждается актом приема-передачи документации по объекту капитального строительства «торгово-развлекательный комплекс с надстройкой гостиничного типа».