муниципальной собственности, может включать следующие мероприятия: 1) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в собственность на торгах в соответствии с земельным законодательством; 2) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством; 3) принятие решения об установлении публичного сервитута, заключение соглашения об установлении публичногосервитута, сервитута в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, внесение изменений в такое соглашение; 4) выдача в соответствии с земельным законодательством разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. 4. Утверждение или выдача необходимых для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства сведений, документов, материалов может включать следующие мероприятия: 1) подготовка и утверждение документации по планировке территории, которые включают: а) принятие решения о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории; б) общественные обсуждения
выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения."; 15) в статье 15: а) в части 1: пункт 1 изложить в следующей редакции: "1) собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичногосервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;"; в пункте 4.1 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; в пункте 4.2 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; дополнить
пункт 4 раздела 1 Порядка взаимодействия структурных подразделений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга при принятии решений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичногосервитута, утвержденного распоряжением Комитета от 11.02.2020 № 18-р (далее - Порядок № 18-р), указав на отсутствие в заявлении срока использования земель/земельногоучастка. При этом комитет также отметил, что согласно пункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственнойсобственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118) размещение элементов благоустройства территории (элементов входов и входных групп) осуществляется на основании договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7
согласился суд округа, отменил решение суда, удовлетворил заявленные требования, обоснованно исходя из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичногосервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 статьи). Использование земель или земельныхучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности , в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской
Российской Федерации» (далее также – Вводный закон) в целях переоформления права аренды земельного участка с кадастровым номером 42:04:0000000:0257 на публичный сервитут сроком на 49 лет для размещения (эксплуатации) ВЛ-35-A-11-12 Оросительная-Береговая, право собственности на которую возникло до 01.09.2018, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в КУМИ с письмом от 29.03.2021 исх. № 1.4/01/2568-исх об установлении публичного сервитута. В разделе 9 приложенного к названному письму ходатайства об установлении публичногосервитута приведены кадастровые номера земельныхучастков (при их наличии), в отношении которых испрашивается публичный сервитут: земли, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена, земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0000000:491, 42:04:0339002:13, 42:04:0331001:131, 42:04:0334001:2820. Решением от 22.04.2021 № 02-03/2199 комитет отказал в установлении публичного сервитута со ссылкой на пункт 8 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что в ходатайстве не указан земельный участок с кадастровым номером 42:04:0334001:2820, который пересекает испрашиваемый под сервитут участок, и по причине отсутствия полномочий по установлению публичного сервитута
Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Энгельс Саратовской области, УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) от 15.04.2021 №№ 1387, 1388, 1389, 1390, от 04.06.2021 № 2078, от 07.06.2021 №№ 2071, 2076, 2077 об установлении публичныхсервитутов в отношении частей земельныхучастков и земель, государственнаясобственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО «Т Плюс», в части установления платы за публичный сервитут. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. ПАО «Т Плюс», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять
объекта на всем его протяжении. Совокупность приведенных норм законодательства с учетом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что земельными участками для размещения линейных объектов связи собственники таких объектов пользуются без их предоставления либо на основании публичногосервитута либо на основании разрешения на право пользования земельнымучастком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом. Кроме того, на момент заключения спорных договоров также действовала статья 39.23. Земельного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности . Так, в соответствии с указанной статьей, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и
полагает, что в данном случае права заявителя не нарушены принятым заинтересованным лицом отказом в установлении сервитута с учетом следующего. В пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичногосервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ. Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельныхучастках, находящихся в государственной или муниципальной собственности , без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данные нормы внесены в ЗК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
постановления от 24.09.2020 № 3894, на земли или земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, судом не установлено. Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции в обжалуемом решении, спорный публичный сервитут установлен, в том числе, для целей свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (реке Черная Речка) и его береговой полосе. В пункте 2 оспариваемого заявителем постановления также указана в качестве цели установления публичногосервитута необходимость обеспечения свободного прохода и проезда граждан через земельныеучастки с кадастровыми номерами 25:28:050062:606, 25:28:050062:420 и через земли, государственнаясобственность на которые не разграничена, к земельным участкам, в том числе предоставленным в рамках исполнения Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного
274 ГК РФ, согласно которому собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Вместе с тем, пунктом 7 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичныйсервитут, соразмерную плату. Особенности установления сервитута в отношении земельногоучастка, находящегося в государственной или муниципальной собственности , регулируются главой V.3 ЗК РФ. Так, в силу пункта 1 статьи 39.25 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Из пункта 2 статьи 39.25 следует, что, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в
земельному участку в том виде, в котором он существует на сегодняшний день. Представитель ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», как и представитель ответчика, в судебном заседании пояснили, что такое использование земель сельскохозяйственного назначения является более рациональным, нежели когда проезд полностью будет проходить через указанные земли (то есть в обход д. Чуркино). В соответствии с ч. 6 ст. 23 ЗК РФ переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичнымсервитутомземельногоучастка, находящегося в государственной или муниципальной собственности , гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления. В соответствии с ч. 15 ст. 23 ЗК РФ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута. В соответствии