ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Расторжение договора аренды лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статей 1, 24, 61, 74, 81, 82, 83, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" и статьей 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
заявителя, оспариваемые им законоположения противоречат статьям 4 (часть 2), 8 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 45 (часть 1), 47 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исключают возможность для третейских судов рассматривать споры, связанные с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью договоров аренды лесных участков. Как следует из представленных материалов, 18 декабря 2007 года ООО "Карелфинлес" (арендатор, правопредшественник ООО "Форест-групп") заключило с Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) договор аренды лесного участка, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 14 665 га и обязуется вносить за него арендную плату. При этом стороны установили, что не урегулированные сторонами споры и разногласия, возникающие при исполнении договора и из всех сделок, совершенных в связи и в соответствии с
Статья 74.1 ЛК РФ. Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
существенным изменением обстоятельств - Арендодатель хочет признать договор субаренды лесного участка или передачи прав недействительным и возвратить участок - Арендатор хочет признать договор аренды лесного участка недействительным и возвратить обеспечительный платеж и (или) арендную плату См. все ситуации, связанные со ст. 74.1 ЛК РФ 1. Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. 2. Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов , существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
постановления N 73. Кроме того, само по себе наличие в ЕГРП записей об обременении объектов недвижимости арендой по договорам, заключенным компанией и третьими лицами, не означает, что данные договоры действовали на момент заключения оспариваемого договора аренды с обществом, и не подтверждает факт заключения арендодателем нескольких договоров в отношении одной и той же вещи с разными лицами. Между тем, в нарушение ст. 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций представленные компанией документы о расторжении договоров аренды с третьими лицами не исследовали и не дали им надлежащей оценки. Определение N 305-ЭС18-12573 26. При расторжении нарушенного арендатором договора аренды и заключении замещающего договора по более низкой цене арендодатель имеет право на возмещение конкретных убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и ценой, предусмотренной замещающим договором. Предприниматель (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды недвижимого имущества. Из-за нарушений обществом условий данного договора предприниматель досрочно расторг его в одностороннем порядке
Статья 60.16. Отчет об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия
частью 5 статьи 60.1, частью 5 статьи 60.12 и частью 4 статьи 61 настоящего Кодекса или со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведения о нарушении указанными лицами лесного законодательства. 3. В реестр включается следующая информация: 1) наименование, место нахождения - для юридического лица, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; 2) идентификационный номер налогоплательщика; 3) информация о договорах аренды лесных участков и договорах купли-продажи лесных насаждений; 4) основания и даты расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений; 5) дата внесения указанной информации в реестр. 4. В случае расторжения договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений арендодатель или продавец в течение трех рабочих дней с даты расторжения этих договоров направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи. 5. В течение десяти рабочих дней с даты поступления
Определение № 301-ЭС20-11239 от 09.09.2020 Верховного Суда РФ
по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016-2018 годах. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, исходил из следующего. В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Основанием для расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной либо иные основания, прямо предусмотренные законом или договором. При регулировании правоотношений сторон по договору аренды лесного участка приоритетными являются положения Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым установлена обязательность лесных регламентов и проектов освоения лесов . Выполнение утвержденного в особой процедуре проекта освоения лесов является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Осуществление действий с его нарушением свидетельствует о противоправности поведения данного лица. В силу статей 24 (части 2), 51 (части 8) и 61 (части 4)
Определение № 308-ЭС21-4935 от 09.09.2021 Верховного Суда РФ
№ 3, в котором Управлением лесами установлены следующие нарушения условий использования лесного участка: отсутствуют разграничительные столбы установленного образца; арендуемый лесной участок в натуре не разграничен; выявлены объекты, предварительно, являющиеся объектами капитального строительства (в количестве четырех), в которых установлены скважины для добычи природной питьевой воды для розлива. В целях досудебного урегулирования разногласий Управление лесами согласно письму от 28.09.2017 № УЛ-2606 потребовало от ООО «Софийский ледник» подписать соглашение о расторжении договора аренды и сносе самовольно возведенных построек. В письме от 28.09.2017 № УЛ-2605 Управление лесами потребовало от ЗАО «Висма» представить документы на возведенные постройки, а также привести арендуемый участок в изначальное состояние, в том числе путем сноса объектов недвижимости. Управление лесами уведомило об инициировании судебного разбирательства о сносе самовольных построек, о приведении арендованного лесного участка в первоначальное состояние и о возмещении ущерба, причиненного государственному лесному фонду. Письмом от 08.11.2017 № 435 ЗАО «Висма» сообщило об отказе в удовлетворении требований Управления лесами со
Определение № 303-ЭС20-21785 от 09.04.2021 Верховного Суда РФ
И.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – комитет) на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.10.2020 по делу № А73-5725/2020 по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к совместному предприятию «Аркаим» в форме общества с ограниченной ответственностью (далее – предприятие) о расторжении договора аренды земельного участка от 12.12.2008 № 0070/2008, у с т а н о в и л: Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее – управление; правопредшественник комитета) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к предприятию о расторжении договора аренды лесного участка от 12.12.2008 № 0070/2008 (далее – договор аренды лесного участка 2008 года) и возврате лесного участка площадью 262 900 га. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2020 иск управления оставлен без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 148
Определение № 303-ЭС20-21784 от 09.04.2021 Верховного Суда РФ
И.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – комитет) на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.10.2020 по делу № А73-5723/2020 по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к совместному предприятию «Аркаим» в форме общества с ограниченной ответственностью (далее – предприятие) о расторжении договора аренды земельного участка от 12.12.2008 № 0126/2008, у с т а н о в и л: Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее – управление; правопредшественник комитета) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к предприятию о расторжении договора аренды лесного участка от 12.12.2008 № 0126/2008 (далее – договор аренды лесного участка 2008 года) и возврате лесного участка площадью 94 088 га. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2020 иск управления оставлен без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 148
Определение № 306-ЭС19-4748 от 21.06.2019 Верховного Суда РФ
договором срока платежа не вносит арендную плату. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 6 статьи 79 Лесного кодекса комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, являясь организатором аукциона, подготовил документацию об аукционе, включающую в себя в том числе и проект договора аренды земельного участка, который соответствовал требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» (далее – постановление № 1003). Оспариваемые пункты договора также изложены в редакции постановления № 1003. Согласно статье 74.1 Лесного кодекса изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов , существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения
Решение № А78-3421/17 от 21.07.2017 АС Забайкальского края
руб. не погашена. Представитель ответчика возразил против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ООО «Тайфун» осуществляло сотрудничество с МУП «Харагунлес» с 2014 года, планировало долгосрочную работу в дальнейшем, поэтому все платежи были авансом. Однако, аванс не был погашен, по причине того, что МУП «Харагунлес» имел непогашенную задолженность за аренду лесов перед Государственной лесной службой Забайкальского края, которая в свою очередь инициировала расторжение договора аренды лесов , а в дальнейшем и банкротство МУП «Харагунлес». Соответственно, дальнейшая заготовка древесины стала невозможной. В своих пояснениях представитель ответчика указал на то, что расчет за выполненные работы по заключенным договорам подряда № № 2, 3 от 10.03.2016, договора поставки от 15.03.2016 производился по факту, путем перечисления денежных средств третьим лицам за МУП «Харагунлес» по зачетным письмам за подписью бывшего директора МУП «Харагунлес» еще до признании несостоятельным (банкротом) МУП «Харагунлес» и открытии в отношении
Решение № А28-3643/2010 от 16.06.2010 АС Кировской области
договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Закон допускает отказ в подрядных отношениях по правилам пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Из содержания претензии от 11.03.2010 №205 следует однозначно выраженное намерение истца отказаться от исполнения договора подряда, имеются ссылки на нарушение сроков исполнения договора подрядчиком, утрату интереса истца в результате работ, в том числе в связи с расторжение договора аренды лесов между истцом и Департаментом лесного хозяйства Кировской области и отсутствие необходимости в разработке проекта освоение лесов. Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, арбитражный суд приходит к выводу о том, что к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, взыскании убытков в виде перечисленной подрядчику предварительной оплаты за выполнение работ. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного
Решение № А05-15767/14 от 03.03.2015 АС Архангельской области
что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. С учетом вышеизложенного, включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения договора аренды лесного участка, который однако, должен соответствовать положениям Лесного и Гражданского кодексов РФ. Следовательно, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов у заинтересованного органа имеются основания для досрочного расторжения договора аренды лесов (пп.«д» п. 11, п.19 Положения № 419). Однако, поскольку договоры аренды заключены с применением положений об аренде, установленных Лесным и Гражданским кодексами РФ, наличие оснований для расторжения договора аренды не влечет автоматического расторжения такого договора, поскольку в таком случае также подлежат применению положения указанных кодексов. Особенностью спорных договоров аренды лесов является лишь наличие оснований для их заключения - включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также заключение
Решение № А34-11789/17 от 29.01.2018 АС Курганской области
Положения установлено, что одним из оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя является нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год. При рассмотрении дела № А34 - 4350/2015 суд пришел к выводу о том, что у Министерства имелись основания для исключения инвестиционного проекта из перечня. Следовательно, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов у заинтересованного органа имеются основания для досрочного расторжения договора аренды лесов . При этом Положением не определен порядок расторжения договора аренды лесных участков в случае исключения соответствующего инвестиционного проекта из перечня. Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим
Решение № А03-11912/20 от 19.02.2021 АС Алтайского края
Согласно статье 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем). Согласно ч.1 ст.74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 №496, государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка. В силу пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы