ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздельное накопление отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А59-5896/20 от 06.10.2022 Верховного Суда РФ
объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил № 505). В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ Правила № 505, 1156 и условия Типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505. Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при организованном раздельном накоплении отходов и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 № АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта
Определение № 307-ЭС23-23786 от 13.12.2023 Верховного Суда РФ
ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод о том, что расчет платы за оказанные региональным оператором услуги подлежит определению на основании норматива, установленного уполномоченным органом, для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов. Необходимо отметить, что потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023. Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от
Определение № А56-70248/2022 от 12.12.2023 Верховного Суда РФ
ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод о том, что расчет платы за оказанные региональным оператором услуги подлежит определению на основании норматива, установленного уполномоченным органом, для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов. Необходимо отметить, что потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 № 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом
Определение № 13АП-5623/2023 от 25.12.2023 Верховного Суда РФ
с указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров. Правила и организация раздельного накопления в случае, если место накопление ТКО не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и размещено на землях общего пользования, регламентированы пунктами 5.2, 5.2.1 и 5.3 указанного Порядка. В любом случае для организации раздельного накопления отходов в многоквартирном доме требуется решение собственников помещений в этом доме и последующее решение регионального оператора. Из изложенного следует, что несоблюдение указанных правил раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров. Определения Судебной коллегии по экономическим спора, на которые в жалобе ссылается Товарищество, принято по делами с иными фактическими обстоятельствами и с учетом того, что в спорные периоды в конкретных субъектах Российской Федерации не
Постановление № А33-28516/2021 от 31.07.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
получения ответчиком перечисленных документов подтверждается справками об их прохождении. Согласно представленному истцом расчету исковых требований за спорный период им оказаны услуги на общую сумму 2 357 570,56 руб., ответчиком произведена частичная оплата услуг на сумму 620 869,90 руб. Таким образом, задолженность по договору составляет 1 736 700,66 руб. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что услуги по обращению с ТКО истцом оказывались в меньшем объеме, поскольку ответчик осуществляет раздельное накопление отходов . Ответчик неоднократно обращался к истцу за заключением дополнительных соглашений об изменении условий договора в части объема вывозимого ТКО. Фактически оказанные по договору услуги оплачены ответчиком в полном объеме. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат фактически
Постановление № А56-39335/2023 от 27.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
1156 услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. Более того, коллегия судей приняла во внимание пояснения представителя ответчика, согласно которым в адрес регионального оператора не поступала заявка о согласовании системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов по адресу потребителя, истцом не организовано раздельное накопление отходов в соответствии с порядком, установленным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р. Учитывая, что разногласия у сторон возникли в отношении редакции пункта 4.1 договора, истец полагает, что с учетом пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 (далее – Правила №505) он вправе выбрать один из способов коммерческого учета ТКО. Между
Решение № 7-971/20 от 15.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)
отходы складируются в контейнеры объемом 0,75 куб.м, и вывозятся ИП ФИО1 по заявке, а также маршрутными листами. Относительно довода жалобы о том, что договор заключался на вывоз только производственных отходов, то он противоречит как объяснениями законного представителя юридического лица В. – заказчика по договору от 01.10.2019, и объяснениям Р. – заказчика по договору от 01.10.2019, из которых следует, что в деятельности ООО «***» и ИП Р. помимо отходов производства, образуются ТКО, при этом раздельное накопление отходов не организовано; так и п. 1.1. договоров, определяющих предмет, п. 3.1 договоров, в которых прямо указано на то, что в состав услуг исполнителя входят погрузка отходов заказчика в кузовные мусоровозы и автосамосвалы, вывоз отходов на полигон. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской
Решение № 12-26/2021 от 24.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)
в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «НМТП» обжаловало его в судебном порядке, указав в обоснование жалобы, что ПАО «НМТП» незаконно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку административный орган не указал, в чем конкретно заключается нарушение обществом требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части временного складирования отходов. В постановлении не содержится указание на норму права, обязывающее общество производить раздельное накопление отходов в соответствии с требованиями законодательства. Более того, в соответствии с приложением № к договору от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Эко- Юг» (региональный оператор по обращению с ТКО) вывоз отходов осуществляется периодически 1 раз в неделю/2 раза в неделю/ежедневно/в течение 48 часов с момента подачи заявки. Претензий со стороны регионального оператора, ответственного за обращение с бытовыми отходами, о неправильном складировании отходов на территории ПАО «НМТП» материалы административного дела не содержат. Производственные отходы также вывозятся с