ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Разграничение государственной собственности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А13-8951/18 от 29.11.2019 Верховного Суда РФ
момент введения в действие статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ (01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено; передача Администрацией, не уполномоченной в силу пункта 2 статьи 16 ЗК РФ на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, Учреждению в 2010 году спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок по правилам статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права Российской Федерацией; поскольку Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации не представило доказательства, позволяющие отнести указанный земельный участок к федеральной собственности по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ, Управление Росреестра правомерно приостановило государственную регистрацию права собственности на земельный участок. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росимущества, ссылаясь на
Определение № 304-ЭС20-5918 от 25.05.2020 Верховного Суда РФ
округа от 20.01.2020, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что по смыслу статей 17-19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности на землю того или иного публично -правового образования является разграничение государственной собственности на землю. Одним из критерием разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона №137-ФЗ). Согласно выводам судов, основанием для передачи в государственную собственность спорного земельного участка является нахождение спорного земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования у федерального
Определение № 308-ЭС21-15476 от 21.10.2021 Верховного Суда РФ
судебной практике при рассмотрении споров, с вязанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее- постановление №10/22) , лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса). В собственности субъектов Российской
Постановление № А32-26868/18 от 19.11.2019 АС Северо-Кавказского округа
26.06.2009 № 7700001334 переданы Торосяну З.В. Согласно выписке из ЕГРН, представленной в материалы дела, спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407004:1312. Таким образом, на момент приватизации совхоза «Адлерский чай» его недвижимое имущество, располагающееся, в том числе и на спорном участке, находилось в федеральной собственности. Имеющиеся в материалах дела выписки из ЕГРН содержат сведения об относимости земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, его нахождении в собственности Российской Федерации. Таким образом, разграничение государственной собственности на земельный участок в пользу Российской Федерации обусловлено нахождением в федеральной собственности находящегося в границах исходного участка (с кадастровым номером 23:49:0407004:1312) имущественного комплекса правопредшественника ОАО «Адлерский чай». Доказательств того, что истец владеет земельным участком с кадастровым номером 23:49:0404008:2641 (на нем находится имущество, являющееся собственностью муниципального образования город-курорт Сочи), в дело не представлено. Администрацией не доказано нарушение прав (законных интересов) муниципального образования город-курорт Сочи регистрацией за Российской Федерацией права собственности на спорный участок, учитывая,
Решение № 01/2030-462 от 15.02.2012 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами «в», «г» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство. В силу статьи 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами. В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Решение № 2-562/2013 от 12.09.2013 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)
градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет от 15.04.2010 г. говорится: на основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, на основании которых глава сельского поселения, в случае если земли находятся в муниципальной собственности поселения, или глава Администрации муниципального района, в случае если разграничение государственной собственности на земельный участок не производилось, в течение трех дней принимает соответствующее решение. Таким образом, п. 7.4 раздела 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан предусматривает только два случая принятия главой местной администрации решения о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: когда земельный участок находятся в муниципальной собственности, либо
Решение № 2-2160/2021 от 29.06.2021 Первоуральского городского суда (Свердловская область)
по делу № А60-34528/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба Администрации города Екатеринбурга – без удовлетворения. Вышеуказанными судебными актами установлено следующее. В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (пункт 1 статьи 17 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении
Решение № 2-3835/2021 от 06.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности, в том числе находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ... N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены статьей 3 данного Закона. В силу абзаца 3 названной статьи одним из таких оснований является наличие на находящемся в государственной собственности земельном
Решение № 2-178/13 от 14.11.2013 Тляратинского районного суда (Республика Дагестан)
Тляратинского районного суда РД Газиев М-Р. Д., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО5, к АСП «сельсовет <адрес>», <адрес> о понуждении представителя ответчика разработать проект генерального плана поселения землепользования и застройки с разграничением государственной собственности на землю, установил: прокурор <адрес> обратился в суд с иском к АСП «сельсовет <адрес>», <адрес> о понуждении представителя ответчика разработать проект генерального плана поселения землепользования и застройки, а также провести разграничение государственной собственности на землю. По его утверждению, представителем ответчика проект (схема) генерального плана поселения землепользования и застройки не разработаны. Кроме того, представителем ответчика не проведено разграничение государственной собственности на землю. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 просил иск удовлетворить. В судебное заседание представитель ответчика глава АСП «сельсовет <адрес>» не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Выслушав объяснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в порядке ст.