ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 35-КАД23-2 от 26.07.2023 Верховного Суда РФ
пункта 1 статьи 2 названного закона патент - это документ, подтверждающий в соответствии с данным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных этим законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (далее - патент). Пунктом 2 статьи 13 поименованного закона определено, что работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 133 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке,
Определение № А16-2703/20 от 12.08.2021 Верховного Суда РФ
(далее – глава крестьянского (фермерского) хозяйства) на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 14.12.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.05.2021 по делу № А16-2703/2020 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства об оспаривании решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – управление), выраженного в письме от 03.09.2020 № 23/17153, об отказе в возврате государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников , установил: решением суда первой инстанции от 14.12.2020, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.05.2021, в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения судами норм права. Согласно пункту 1 части 7
Постановление № А12-9789/2010 от 03.02.2011 АС Поволжского округа
115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников , за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 681 (далее ‑ Правила), разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом,
Постановление № А33-10059/2008-Ф02-7109/2008 от 22.01.2009 АС Восточно-Сибирского округа
отмене постановления от 15.07.008 № 245, суды двух инстанций исходили из следующего. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 115-ФЗ трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Пунктами 2, 3 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве
Постановление № Ф03-4092/18 от 19.09.2018 АС Приморского края
препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального права и соблюдение процессуальных норм, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого постановления суда второй инстанции. Судами из материалов дела установлено, что ООО «Южморрыбфлот» имеет разрешение на привлечение и использование иностранных работников от 19.07.2017 № 1700032835 сроком действия с 25.08.2017 по 24.08.2018, на 75 человек, рабочие места по профессиям: обработчик рыбы, страна происхождения (обычного проживания): КНДР. 21.09.2017 АО «Южморрыбфлот» обратилось в УМВД РФ по Приморскому краю с ходатайствами о выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам, приложив к ним копии паспортов иностранных граждан, разрешения № 1700032835 от 19.07.2017, гарантийных писем о материальном, медицинском и жилищном обеспечении граждан КНДР, платежного поручения №
Постановление № А06-6025/2008 от 02.04.2009 АС Поволжского округа
разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Статьей 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Согласно пункту 3 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в Российской Федерации. Судом установлено и материалами дела подтверждается факт привлечения предпринимателем гражданина Республики Узбекистан
Постановление № 5-435 от 12.05.2020 Коломенского городского суда (Московская область)
№ по ФИО3 <адрес>, УСТАНОВИЛ: ИП ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ по месту осуществления фактической деятельности по адресу: ФИО3 <адрес>, Окский проспект, <адрес>, на территории объекта общественного питания, в нарушении положений п. 4 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» допустило к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики ФИО1, не получив в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников уполномоченных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел по ФИО3 <адрес>, что образует состав административного правонарушения, с учетом того, что оно совершено на территории ФИО3 <адрес>, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ. Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ИП ФИО7 - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, вину в совершении
Решение № 7-557 от 31.08.2010 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства. Понятия «работодателя» и «заказчика работ (услуг)» определены в ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, согласно которой работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (п.2). Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (п.3). На основании изложенного можно сделать вывод о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, являются именно работодатель либо
Решение № 12-374/2015 от 02.09.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)
иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Из анализа содержания действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации следует, что обязанность по уведомлению соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции возникает у работодателя, имеющего разрешение на привлечение и использование иностранных работников , при привлечении им к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и имеющего разрешение на работу (патент) на территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации). В то же время, действия юридического лица, которые выразились в привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства не имеющего разрешения на работу (патента), подлежат квалификации по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, а в случае, если у юридического лица отсутствует разрешение
Решение № 7/2-358/16 от 12.07.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Понятия «работодателя» и «заказчика работ (услуг)» определены в ст.13 вышеуказанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, согласно которой работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (п. 2). Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (п. 3). На основании изложенного можно сделать вывод о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, являются именно
Решение № 12-152/2021 от 25.08.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)
является отсутствие у него иных источников к существованию, что свидетельствует о совершении им вмененных действий в состоянии крайней необходимости. При этом ФИО1, являясь беженцем, не смог урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации по независящим от него причинам, в связи с отказом властей Российской Федерации предоставить ему временное убежище. Полагает, что суд формально оценил доводы защиты относительно возможности ФИО1 легально осуществлять свою трудовую деятельность, поскольку в Ивановской области нет работодателей, имеющих разрешение на привлечение и использование иностранных работников либо число таких работодателей крайне мало, и устроиться к ним на работу невозможно. Извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы ФИО1 в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал, защиту своих интересов поручил адвокату Соколовой И.Е. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанного лица. Защитнику - адвокату Соколовой И.Е. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено. В судебном заседании