ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регуляторный риск - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № А65-28276/16 от 07.07.2022 АС Республики Татарстан
дополнительных и операционных офисах 8 проверок, кроме того, в соответствии с внутренним регламентом, утвержденным решением Наблюдательного совета №35 от 30.06.2009 проведено 84 внеплановых проверки по ссудам предусмотренным п.3.6 Положения 254-П. (стр. 305 – 308 акта проверки ЦБ). Председателю Правления непосредственно подчиняется служба внутреннего контроля (СВК). Согласно положению БР № 242-П СВК осуществляет следующие функции: - выявление комплекса-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства РФ; - учет событий, связанных с регуляторным риском ; - мониторинг регуляторного риска, в том числе анализ внедряемых кредитной организацией новых банковских продуктов, услуг на предмет наличия регуляторного риска; - участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском; - выявление конфликтов интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию; - анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов. В проверяемом периоде в Банке в соответствии с
Постановление № 04АП-7856/18 от 27.05.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
что с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что целью совершения оспариваемых платежей не являлся вывод денежных средств с расчетных счетов банка, поскольку ответчик Дымченко Г.А. считал, что состояние банка является «удовлетворительным» и не предполагал о скором отзыве лицензии. Указанное следует из протокола № 03/2018 от 16.01.2018 заседания Совета директоров Банка (том 19.3, л. д. 16-20), в котором отражено, что состояние банка по уровням кредитного риска, регуляторного риска , качеству активов, стрессовой устойчивости оценивалось как «хорошее» и «удовлетворительное». Подобного рода сведения содержались и еще в целом рядке документов, анализируемых судом первой инстанции, а именно: в отчете о деятельности службы внутреннего аудита ООО КБ «ЦЕБ» от 15.01.2018, в протоколе № 19/2018 от 09.04.2018 заседания Совета директоров банка о рассмотрении отчета аудитора по результатам проверки финансовой отчетности банка за 2017 год, в протоколе № 31/2018 от 16.07.2018 заседания Совета директоров банка, акте проверки Московского
Постановление № А65-28276/16 от 18.10.2022 АС Республики Татарстан
действующей под непосредственным контролем Совета директоров Банка и подотчетной ему, в функции которой входит осуществление контроля за уровнем принятия банковских рисков, основным способом которого являются проверки, план проведения которых (плановых/внеплановых), утверждается решением Наблюдательного совета, а также действие в Банке службы внутреннего контроля (СВК), находящейся в непосредственном подчинении Председателя Правления, в функции которой входит: выявление комплекса-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства РФ; учет событий, связанных с регуляторным риском; мониторинг регуляторного риска , в том числе анализ внедряемых кредитной организацией новых банковских продуктов, услуг на предмет наличия регуляторного риска; участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском; выявление конфликтов интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию; анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов. Судами отмечено, что в 2015 году в подчинении Половинко Н.В. находилась только СВК, при этом
Постановление № А41-66482/2021 от 21.02.2022 Десятого арбитражного апелляционного суда
экономической (финансовой) целью заключения Договора об уступке прав (требований) могло являться именно улучшение показателей финансовой отчетности банка, соблюдение обязательных нормативов и требований, установленных нормативными документами Банка России, а также избежание претензий и санкций со стороны регулятора в рассматриваемом периоде времени. Кроме того, уступив задолженность перед АО «ГМК «Дальполиметалл» Обществу за кредитные средства, ПАО «Промсвязьбанк» фактически получило возможность получать все возможные в дальнейшем выплаты от должника через дочернюю компанию, при этом, как указано выше, минимизировав регуляторные риски со стороны Банка России. Апелляционный суд соглашается, что установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства доказывают реальность оцениваемых экономических операций и отсутствие умысла на вывод денежных средств в иностранные юрисдикции, равно как и самого факта такого вывода. По Кредитному договору Обществом с 2016 года по настоящее время в адрес ПАО «Промсвязьбанк» погашена сумма основного долга в размере 151, 2 млн. руб., а в адрес ПАО Национальный банк «ТРАСТ» на настоящий момент погашена сумма процентов в
Кассационное определение № 2А-5246/20 от 11.05.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции
функции по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей). Согласно положению о службе внутреннего контроля АКБ «АПАБАНК» (АО), утвержденному приказом председателя правления названной кредитной организации от 9 января 2019 года № 5/1, упомянутая служба создана в целях своевременного выявления, оценки, минимизации, мониторинга риска возникновения у банка убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов банка, стандартов саморегулируемых организаций, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов ( регуляторный риск ); исключения вовлечения банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в государственные органы и Банк России; обеспечения сохранности активов (имущества) банка. К полномочиям службы управления рисками относятся осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на предупреждение и минимизацию ущерба, который может быть нанесен банку в результате воздействия системы рисков банковской
Решение № 2А-5246/20 от 19.08.2020 Одинцовского городского суда (Московская область)
контроль всех направлений деятельности банка на предмет соответствия осуществляемых операций требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка. СВК создается, в том числе, в целях: - своевременного выявления, оценки, минимизации, мониторинга комплаенс-риска, то есть риска возникновения у банка убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов банка, стандартов саморегулируемых организаций, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов ( регуляторный риск ); - исключения вовлечения банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в государственные органы и Банк России; - обеспечения сохранности активов (имущества) банка. По результатам рассмотрения материалов плановой тематической проверки АКБ «АПАБАНК» (АО) (проведена в период с 04.02.2019 по 11.03.2019 за период деятельности банка с 01.03.2017 по 11.03.2019) были
Решение № 2А-8938/2023 от 15.06.2023 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
предметом рассмотрения в рамках дела № по заявлению Банка о признании недействительными приказов Банка России от 19.03 2021 № и №. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной приказом Председателя Правления Банка от 23.03.2020 № 8, начальник СВК обязан: выявлять комплаенс-риск, то есть риск возникновения убытков у кредитной организации из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее — регуляторный риск ); вести учет событий, связанных с регуляторным риском, определять вероятности их возникновения и делать количественную оценку возможных последствий; информировать работников Банка по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском; обеспечивать проведение мероприятий в соответствии с требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П в части организации разработки и контроля Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ), знать работу всех подразделений
Решение № 2-4941/2023 от 15.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
в части соблюдения законодательства, норм регулирования и треьбований надзора, предотвращения и (или) снижения рисков, возникающих вследствие несоответствия деятельности Р. законодательным и нормативным требованиям, профессиональным стандартам и этическим нормам – осуществление комплаенс-контроля. Под комплаенс-контролем понимается контроль за соблюдением Р. законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, иных требований, обязательных для исполнения Р. (в том числе стандартов саморегулируемых организаций, кодексов поведения профессиональных объединений), а также внутренних документов Р. (п.1.4). Регуляторный риск - риск возникновения у Р. убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов Р., стандартов саморегулируемых организаций (комплаенс-риск), а также риск возникновения у Р. убытков в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (п.1.2.5). Служба внутреннего контроля создается для осуществления функций, связанных с управлением регуляторным риском (выявление, учет, мониторинг, координация подразделений, связанных с управлением регуляторным риском, выявление конфликта интересов и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации). СВК