ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение об утверждении публичного сервитута - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)
лесохозяйственный регламент, с указанием реквизитов акта его утверждения и последнего внесения в него изменений); - копия договора аренды лесного участка с приложениями, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута (отдельным приложением); - о сроке действия проекта освоения лесов (указывается дата окончания срока действия; датой начала срока действия является дата утверждения положительного заключения по результатам государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов); - о разработчике проекта (наименование организации, юридический адрес, номер телефона, электронный адрес). 6. В разделе "Сведения о лесном участке" содержатся следующие сведения: - перечень предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, в отношении которых установлен сервитут или публичный сервитут , лесных кварталов, лесотаксационных выделов или их частей, - распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса; - таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке
Определение № 310-ЭС16-20591 от 17.03.2017 Верховного Суда РФ
неопределенного круга лиц, правомерность которого подтверждена решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2014 по делу №А64-8930/2012. Обременение зарегистрировано в установленном порядке. Обоснованность открытия железнодорожного переезда подтверждена решением Тамбовской городской Думы от 28.10.2009 №1179 «Об утверждении Генерального плана городского округа – город Тамбов в новой редакции», постановлением администрации города Тамбова от 10.09.2010 №7928 «Об утверждении плана мероприятий перспективного развития улично-дорожной сети городского округа – город Тамбов на 2010-2012 годы»; технико-экономическим обоснованием необходимости открытия железнодорожного переезда через железнодорожный путь необщего пользования в районе улицы Бастионная, 29, территории городского округа – город Тамбов, от 14.02.2013, судебной экспертизой, установившей наличие технической возможности открытия железнодорожного переезда на участке от улицы Мичуринской до улицы Бастионной. С учетом обстоятельств спора и исходя из обоснованности открытия железнодорожного переезда, установления публичного сервитута в интересах местного населения, суды, руководствуясь положениями статьи 209, части 2 статьи 264, части 1 статьи 274, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 2, 3
Постановление № 17АП-10032/2022-АК от 28.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2022 года по делу № А60-15306/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью НПЦ «Регионкад» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным приказа № 71-э от 08.02.2022, приказа № 72-э от 08.02.2022, установил: Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании недействительными: - приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 08.02.2022 N 71-э об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном на основании публичного сервитута ОАО «МРСК Урала» по Постановлению Администрации Дружининского городского поселения
Постановление № 17АП-8507/2022-ГК от 13.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
ст. 11.10 ЗК РФ, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе. В соответствии с пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам Таким образом, вопреки доводам заявителя, основания отказа Министерства в утверждении предусмотрены нормами ЗК РФ. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами. Как указано заявителем, необходимость утверждения схемы расположения земельного участка вызвана целью последующего пользования спорным земельным участком на условиях публичного сервитута . В силу ст. 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка,
Постановление № А56-35671/2021 от 14.07.2022 АС Северо-Западного округа
от 16.09.2020 № НК-60/9038 направило в адрес Администрации ходатайство об установлении публичного сервитута сроком на 10 лет на 539,5 кв.м земельного участка с кадастровым номером 47:14:0203002:162. В ответ Администрация направила Обществу решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 21.01.2021 № 02и-312/2021 (далее – Решение от 21.01.2021), в котором указала на наличие оснований для отказа в установлении публичного сервитута на основании подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ, а также на отсутствие в обосновании необходимости установления публичного сервитута реквизитов решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения на испрашиваемой территории. Полагая отказ Администрации в совершении действий, необходимых для установления публичного сервитута , незаконным и необоснованным, Общество обратилось с соответствующими требованиями в арбитражный суд. Суд первой инстанции посчитал, что испрашиваемый сервитут не отвечает критерию публичности, а обоснование необходимости установления публичного сервитута не содержит сведения о реквизитах решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения
Постановление № А79-8744/19 от 16.05.2022 АС Волго-Вятского округа
общество с ограниченной ответственностью «Биопарк-21», общество с ограниченной ответственностью «Союзстройинвест» (далее – ООО «Союзстройинвест»). Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии решением от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022, отказал в удовлетворении заявленных требований. На основании статей 199 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводам о законности оспариваемого Приказа, в связи с соблюдением требуемой законодательством процедуры утверждения проекта планировки территории, а также об отсутствии нарушения прав заявителя. Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «КиПиАй Агро Порецкое» обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. В кассационной жалобе Общество указало, что не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что границы публичного сервитута , установленные постановлением администрации города Канаш от 05.04.2019 № 350 «Об установлении публичного сервитута», на кадастровом плане были
Постановление № А53-40822/20 от 01.12.2021 АС Северо-Кавказского округа
территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса). По результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что требования предпринимателя по существу направлены не на оспаривание действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, а на предоставление заявителю права ограниченного пользования частью земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В настоящее время земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, поэтому надлежащим способом защиты нарушенного права являться обращение к указанному лицу с иском об установлении сервитута . Процедура разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания не
Решение № 2А-127/2022 от 19.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
не является средством массовой информации и служит для осуществления коммуникации между населением и органом власти, информирует население о своей работе и т.д. Официальный сайт должен быть зарегистрирован в национальной доменной зоне. Судом установлено, что 27 марта 2020 года Родниковским сельским советом Симферопольского района Республики Крым принято решение №2-9/2020 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым». Вышеуказанным решением утверждено прилагаемое Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута , в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Родниковское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (пункт 1) (Приложение №1 к Решению). В решении также указано, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в
Решение № 2-2074 от 28.11.2011 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение 14 дней со дня поступления указанной документации. Для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е. в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ). Требования к содержанию акта об установлении публичного сервитута , перечню обязательных к отражению в нем сведений законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания). Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 ст. 23 ЗК РФ) может
Решение № 2А-139/20 от 10.02.2020 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)
доверенности от 01.07.2019, диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что администрацией г. Пензы в рамках осуществления полномочий по развитию территории, в целях эффективного и рационального использования земель, на которые распространяются полномочия органов местного самоуправления г. Пензы, было принято решение о формировании земельных участков в историческом центре города для осуществления жилищного строительства (строительства многоквартирных домов) в целях передачи их в аренду в целях организации торгов. При подготовке к торгам администрацией г. Пензы 17.02.2016 издано постановление от 17.02.2016 №207 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная, ФИО1, ФИО2 в г. Пензе», которым был установлен публичный сервитут в отношении земельного участка истца в интересах неопределенного круга лиц посредством земельного участка с кадастровым номером ... обеспечен доступ, в том числе, к земельному участку с кадастровым номером .... Постановлением администрации г. Пензы №1575 от 28.08.2018 внесены изменения в проект межевания территории, ограниченной улицами ФИО8, Красная,
Решение № 690002-06-2020-000292-19 от 10.03.2021 Бежецкого городского суда (Тверская область)
согласно полномочиям, установленным пп.5 ст. 39.38 ЗК РФ. В соответствии с требованиями п.4 ст. 39.43 ЗК РФ оспариваемое решение содержит предусмотренную законом информацию: о цели установления публичного сервитута, сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута, кадастровых номерах земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков, срок публичного сервитута, срок в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока); реквизиты решений об утверждении проекта планировки и проекта межевания; указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования. Публичный сервитут установлен в полном соответствии с нормами главы V.7 ЗК РФ на основании ходатайства АО «Газпром газораспределение Тверь», которое администрация приняла.