ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сбор отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 32-АД19-4 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
директор общества Фомин И.Л. заявлял о необоснованности привлечения его к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по обращению с отходами без лицензии. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления). В соответствии со статьей 1 данного Закона обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Сбор отходов это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору,
Определение № А71-1637/20 от 31.03.2022 Верховного Суда РФ
Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», и исходил из отсутствия у ответчика обязанности оплачивать услуги по вывозу ТКО в спорный период, которые ему фактически не оказывались. Суд пришел к выводу, что расчет истцом платы за оказания услуг по вывозу ТКО из 15 контейнеров необоснован, установив, что в спорный период вывоз отходов с объектов потребителя осуществлялся только из 2 контейнеров, поскольку потребитель убрал неиспользуемые контейнеры в связи с переходом на раздельный сбор отходов с переработкой отдельных их видов. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. С учетом установленных судами обстоятельств, доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находятся за пределами компетенции суда кассационной инстанции. Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской
Постановление № А56-79551/2021 от 10.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
размещению, обезвреживанию по п. 2, п. 10, п. 17, п. 20, п. 24, п. 27, п. 29 Таблицы №1 при очистке сетей, колодцев хозяйственно-бытовой и смешенной канализации (код по ФККО 72280001394), имеющие IV класс опасности, размещаются/ обезвреживаются на объекте размещения/обезвреживания отходов, обладающего лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, со следующим составом работ в рамках лицензии: Размещение отходов IV класса опасности; Обезвреживание отходов IV класса опасности; Сбор отходов IV класса-опасности. Пунктом 4.3.5 Контракта предусмотрено, что в течение 5 рабочих дней с момента подписания Контракта исполнитель обязан получить допуск для оказания услуг на территории Заказчика и предоставить, в том числе, копии следующих документов: если Исполнитель лично будет осуществлять сбор, транспортировку, обезвреживание/размещение отходов, то предоставить: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, со следующим составом работ в рамках лицензии: Транспортирование отходов IV класса опасности; Размещение
Постановление № А74-1938/2022 от 01.08.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда
в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с 01.01.2019 на территории Республики Хакасия (в 5 территориальных зонах) деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется обществом, как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, у него имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 16.11.2016 № 077942 (разрешенные виды деятельности: сбор отходов I класса опасности, сбор отходов II класса опасности, сбор отходов III класса опасности, сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов I класса опасности, транспортирование отходов II класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности). Доминирующее положение регионального оператора на товарном рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия не оспаривается заявителем и подтверждается аналитическим отчетом антимонопольного органа по результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг
Постановление № 17АП-8171/2023-АК от 14.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
№ 066/06/31-3484/2022 от 21.10.2022. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2023 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, судом установлено, что деятельность по транспортированию отходов не включена в понятие « сбор отходов ». Между тем, судом в решении отражено, что объектом закупки по аукциону 0362300300022000083 «является оказание услуг по вывозу отходов, в которую входит отсыпка подъездных путей, организация погрузки-выгрузки и вывоза отходов, размещение отходов и их транспортировка до места утилизации». Однако, как следует из Описания объекта закупки (п. 2) подрядчик, имеющий Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV классов опасности, самостоятельно осуществляет организацию работ, в том числе: по разработке паспорта
Решение № 11-487/2012 от 27.08.2012 Ростовского областного суда (Ростовская область)
п. 3.1, 3.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации отходов на территории г. Новочеркасска, утвержденный решением Городской Думы от 06.03.2007г. исполнитель, т.е. МУХ ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. Новочеркасск обязан соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, и иметь места хранения отходов, оборудованные в соответствии с СанПин 2.1.7.13322-03, а также во исполнение п. 4.4. контролировать соблюдение надлежащего состояния мест временного хранения, отвечать за техническое и санитарное состояние. В нарушение требований «Свода правил по благоустройству и санитарному содержанию территории г. Новочеркасск» сбор отходов МУП «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. Новочеркасск в вышеуказанном месте производится контейнерным способом в месте временного хранения отходов на необорудованной контейнерной площадке. На основании указанных Правил, организация производит расчет тарифов на предоставление услуг, которые утверждаются Администрацией города. Согласно постановлению Мэра города экономически обоснованный тариф утвержден на 2011г. Согласно расчету тарифа, произведенному МУП ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» г. Новочеркасск, организация для выполнения обязанности «Исполнителя» должна была установить 33 новые контейнерные площадки, а также отремонтировать боле двух сотен уже имеющихся
Решение № 21-768/2021 от 20.10.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
защитник ООО «ПТФ Инская» Полтавченко О.Г. просит состоявшиеся по делу акты отменить, мотивируя тем, что на территории организованы места временного накопления отходов в соответствии с требованиями ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, установлены бункеры для накопления ТКО, заключен договор с региональным оператором, что подтверждает законность действий Общества по обращению с отходами; действующее законодательство определяет общие требования к сбору ТКО и не устанавливает обязательное их разделение, привлечение Общества к ответственности за то, что не ведется раздельный сбор отходов неправомерно. Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитников ООО «ПТФ «Инская» Полтавченко О.Г. и Казанцевой С.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч