Минприроды России от 10 июля 2020 г. N 434 (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2020 г., регистрационный N 61129): а) абзацы второй - четвертый пункта 3 признать утратившими силу; б) пункт 3 дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания: "3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2019, N 52, ст. 7820). В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления
самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, следующие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их самостоятельно: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) имеются в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт
3 статьи 11.3, подпунктами 2, 3 ст. 11.3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и исходил из того, что образование земельного участка в установленном законом порядке для строительствалинейного объекта не осуществлялось. Спорный объект не может быть квалифицирован в качестве объекта недвижимости. Оснований для применения пункта 52 постановления Пленума N 10/22 не усмотрел. Суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции , правомерно исходя из следующего. В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) линии электропередач относятся к линейным объектам. Линейные объекты
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление № 1300), в том числе, являются: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Постановлением № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень). В пункте 11
техническое присоединение индивидуального жилого дома третьего лица, расположенного по адресу: <...> в 335 метрах по направлению на юго-запад от дома 19а, кадастровый номер земельного участка 44:07:012201:482. Администрация в письме от 03.11.2020 отказала Компании в выдаче разрешения на использование земель с кадастровым номером квартала 44:07:012201 на размещение воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, находящегося в государственной или муниципальной собственности для электроснабжения тиндивидуального жилого дома третьего лица. Заявитель обратился к Администрации с ходатайством об установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта электросетевого хозяйства в рамках технологического присоединения спорного объекта. Администрация в письме от 28.05.2021 № 4855з отказала в установлении публичного сервитута, указав, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 44:07:012201:482 имеет вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» и относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения. На земельном участке с кадастровым номером 44:07:012201:482 размещение каких-либо капитальных и не-капитальных строений, в т.ч. индивидуальных
для размещения железнодорожных путей необщего пользования, определив срок действия сервитута – 5 лет. Установлена ежемесячная плата за пользование частью земельного участка с сервитутом в сумме 158,33 руб. Ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы департамент ссылается на нарушение судами норм материального права, поскольку законодательствам не предусмотрено размещение железнодорожных путей в полосе отвода автомобильных дорог; установление частного сервитута для строительства линейных объектов законодательством в рассматриваемый период невозможно. Суд кассационной инстанции не принимает во внимание направленные заявителем в суд дополнения к кассационной жалобе без номера и даты, поскольку не представлены доказательства направления их другому лицу, участвующему в деле – ИП ФИО2 Кроме того, в указанных дополнениях изложены новые доводы, не рассматривавшиеся судами первой и апелляционной инстанций. В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит постановление апелляционного суда оставить без изменения. В судебном заседании представители поддержали свои
подтверждается выписками из ЕГРП на указанные земельные участки. ФИО7, ФИО8 обратились в суд с административным иском к Администрации Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, просили признать незаконными Постановления №, №, №. В обоснование административного иска указали, что в соответствие со ст. 23 ЗК РФ определены цели, для которых может быть установлен публичный сервитут. Указанный перечень является исчерпывающим. Закон прямо указывает на отсутствие оснований для установления публичного сервитута для строительства линейных объектов. В Положении об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории Кузнечихинского сельского поселения, утвержденного постановлением главы администрации за № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.11) (далее по тексту - Положение) также не указано на возможность установления публичных сервитутов для строительства линейных объектов. В силу п. 1.14. указанного Положения публичные сервитуты не могут быть установлены в отношении земельных участков, если: а)установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка полностью и (или) по целевому назначению;
назначенным судом. У суда не имеется оснований подвергать сомнению размер стоимости платы за сервитут, включающей в себя саму плату за установление сервитута в сумме 112435 рублей, размер убытков, которые понесет собственник участка, в сумме 2406990 рублей, стоимость затрат на восстановлении плодородного слоя почвы участка, занятого под строительство, в сумме 15646700 рублей, указанного в заключении №1175/15 от 15.01.2016 года. При установленных обстоятельствах суд считает возможным установить в пользу АО «Транснефть-Приволга» право ограниченного пользования ( сервитут) для строительства линейного объекта: «Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград-Тихорецк» на срок 11 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на часть земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 102 214 кв.м. в границах поворотных точек земельного участка, с одновременной уплатой платы за сервитут в размере 18 166 125 рублей, включающей в себя помимо непосредственно платы за сервитут также компенсацию упущенной выгоды и убытков в виде затрат на восстановление почвы, т.е. в
для собственника объекта недвижимости. Истцом заявлены требования об установлении сервитута с одновременным установлением размера платы за него, включающей саму плату за пользование участком, упущенную выгоду и убытки в виде биологической рекультивации. Сумма такой платы рассчитана экспертом, назначенным судом. У суда не имеется оснований подвергать сомнению размер стоимости платы за сервитут, установленный экспертом в заключении №1176/15 от 11.01.2016 года. При установленных обстоятельствах суд считает возможным установить в пользу АО «Транснефть-Приволга» право ограниченного пользования ( сервитут) для строительства линейного объекта: «Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград-Тихорецк» на срок 11 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на часть земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 20 637 кв.м. в границах поворотных точек земельного участка, с одновременной уплатой платы за сервитут в размере 3 664 825 рублей, включающей в себя помимо непосредственно платы за сервитут также компенсацию упущенной выгоды и убытков в виде затрат на восстановление почвы, т.е. в
с необходимостью строительства линейного объекта – подземного газопровода для обеспечения газом их жилых домов. В судебном заседании истцы уточнили свою позицию, просили установить публичный сервитут в отношении земельного участка принадлежащего ответчику. Представитель ответчика не отрицая того обстоятельства, что проезд и проход к земельным участкам истцов возможен только через земельные участки находящиеся в собственности ответчика, ссылался на отсутствие доказательств подтверждающих совершение ответчиком действий, ограничивающих возможность использования истцами принадлежащего ему недвижимого имущества. Возражая относительно установления сервитута для строительства линейного объекта, ответчик ссылался на отсутствие у истцов проекта строительства газопровода, считает, что имеются иные варианты строительства газопровода, без обременения земельного участка ответчика, более того, имеется возможность обеспечения газом жилых строений истцов по варианту строящегося ответчиком газопровода. Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом. Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано на то, что сервитут устанавливается
в отношении земельного участка является возможность < Ф.И.О. >10 использовать обозначенный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием во время строительства нефтепродуктопровода. Если установление сервитута АО «Транснефть-Приволга» в отношении вышеуказанного земельного участка будет препятствовать использованию последнего в соответствии с его целевым назначением, такой сервитут не может быть установлен. Обжалуемым решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от <...> исковые требования АО «Транснефть-Приволга» удовлетворены частично. Суд установил в пользу АО «Транснефть-Приволга» право ограниченного пользования ( сервитут) для строительства линейного объекта: «Проект «ЮГ». 2 этап. Строительство МНПП «Волгоград-Тихорецк» на срок 11 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на часть земельного участка с кадастровым номером 23:32:0000000:727 общей площадью 102 214 кв.м. в границах поворотных точек земельного участка установленных отчетом ООО «БТИ, землеустройство, оценка» <...> от <...>. Установил соразмерную плату за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:32:0000000:727 общей площадью 102 214 кв.м. в размере 112 435 рублей. Взыскал размер убытков, упущенной