ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сметные нормативы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-19404/2013 от 02.03.2016 Верховного Суда РФ
установил: некоммерческая организация обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу «ГРАНД», обществу с ограниченной ответственностью «Многопрофильный центр по ценообразования в строительстве», обществу с ограниченной ответственностью «Информационно- внедренческий центр» о запрете совершать любые действия по использованию базы данных «Отраслевая сметно-нормативная база общества «РЖД», обязании общества «ГРАНД» за собственный счет обеспечить изъятие из оборота в составе программного комплекса «ГРАНД-СМЕТА» базы данных, в том числе распространяемой в составе программного комплекса «ГРАНД-СМЕТА» под наименованием «Отраслевые сметные нормативы ОАО «РЖД», и взыскании по 500 000 рублей компенсации с каждого из ответчиков. Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.201, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановлением Суда по интеллектуальным правам от 21.07.2014, исковые требования удовлетворены. Истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о возмещении судебных расходов, понесенных в связи с оплатой услуг представителей, в размере 12 000 000 рублей. Определением от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением
Определение № 305-ЭС14-5337 от 21.11.2014 Верховного Суда РФ
(г.Москва), общество с ограниченной ответственностью «ГРАНД-ПрофЦентр» (г.Москва), установил: некоммерческая организация обратилась в арбитражный суд с иском к обществу Центр «ГРАНД», обществу «МЦЦС» и обществу «ИВЦ» о запрете совершать любые действия по использованию базы данных "Отраслевая сметно-нормативная база общества "РЖД" (далее – база данных ОСНБЖ-2001), обязании общества Центр "ГРАНД" за собственный счет обеспечить изъятие из оборота в составе программного комплекса "ГРАНД-СМЕТА" базы данных, в том числе распространяемой в составе программного комплекса "ГРАНД-СМЕТА" под наименованием "Отраслевые сметные нормативы ОАО "РЖД", и взыскании по 500 000 рублей компенсации с каждого из ответчиков. Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2014 года и постановлением Суда по интеллектуальным правам от 21 июля 2014 года, требования удовлетворены. В кассационной жалобе общество Центр «ГРАНД» ссылается на нарушение оспариваемыми судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного толкования и применения арбитражными судами
Определение № 08АП-11825/18 от 10.06.2019 Верховного Суда РФ
Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2019 по делу № А81-8925/2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по исковому заявлению Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – истец, департамент) к обществу с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский центр сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (Тюменская область, далее – ответчик, общество) об обязании во исполнение государственного контракта от 29.09.2014 № 0190200000314007368/187 (далее – контракт) представить зарегистрированные Минстроем России территориально- сметные нормативы (ТСНБ-2001) в печатном варианте в количестве двух экземпляров; о взыскании 1 655 262 рублей пени за просрочку исполнения указанной обязанности, начисленной за период с 31.03.2015 по 20.07.2018, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства (с учетом заявления об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установил: решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.08.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 и постановлением Арбитражного суда
Определение № 02АП-5915/19 от 26.03.2020 Верховного Суда РФ
и законные интересы заявителя. Судебные инстанции исходили из того, что выполненный учреждением пересчет сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно- строительных работ с применением коэффициентов, согласованных письмом Департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 № 01-20/1515, соответствует условиям заключенных контрактов и требованиям Закона о контрактной системе. Применение учреждением территориальных единичных расценок Ярославской области, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, допускается при определении сметной стоимости объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом суды отметили, что территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ. Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов. Доводы управления о том, что территориальные единичные расценки Ярославской области подлежат применению только при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, а также о том, что учреждению надлежало применять
Определение № 19АП-358/20 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
Российской Федерации, УФК по Курской области просит отменить указанные судебные акты, считая их вынесенными при ошибочном применении норм права. Казначейство указывает, что сметная стоимость строительства подлежит расчету с применением федеральных сметных нормативов и является неизменной на протяжении всего периода выполнения работ, пересчет сметной стоимости применительно к ценам текущего года не допускается. ОКУ УКС Курской области вменено осуществление расчета сметной стоимости в нарушение установленного порядка, в том числе с применением индексов перерасчета, не включенных в сметные нормативы ; завышение в этой связи стоимости строительства объекта на 150 019 635 рублей. Казначейство считает, что в судебном разбирательстве не опровергнут факт данного нарушения. Кроме того, заявитель указывает, что оплата работ по строительству временных титульных зданий и сооружений в отсутствие первичной учетной документации является необоснованной. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче
Постановление № А71-13510/16 от 24.08.2017 АС Уральского округа
части обжалуемых судебных актов доводы о несоответствии примененного базисно-индексного метода определения стоимости строительства требованиям закона или иного нормативного правового акта. МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в поданной им кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судами применен не вступивший в силу нормативный правовой акт – Приказ № 506/пр. МУП г. Ижевска "Ижводоканал" считает, что примененные судом укрупненные сметные нормативы приняты и направлены для урегулирования иных целей, отличных от целей ценообразования в сфере подключения (технологического присоединения) к централизованным система водоснабжения и водоотведения; они не утверждены ни Приказом № 506/пр, ни каким-либо другим актом. МУП г. Ижевска "Ижводоканал" полагает, что вывод судов о необоснованном завышении цен при применении базисно-индексного метода незаконен в связи с применением не подлежащих применению норм права (ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор о подключении – самостоятельный вид договора, правоотношения по
Постановление № А57-31940/16 от 01.02.2018 АС Поволжского округа
ТСНБ ТЕР- 2001 на основании договоров. Министерство регионального развития Российской Федерации согласовало представленные проекты территориальных сметных расценок на ремонтно-строительные работы, строительные и специальные строительные работы, монтаж оборудования, предназначенных для применения на территории Саратовской области, на основании положительного заключения ФГУ «ФЦЦС» (письмо от 15.07.2010 № 776-12212-фц) и рекомендовало их для утверждения в установленном порядке. 30.07.2010 постановлением Правительства Саратовской области № 351-П «Об утверждении территориальных сметных нормативов Саратовской области» (далее – постановление № 351-П) утверждены территориальные сметные нормативы Саратовской области, которые 18.08.2010 внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства под регистрационным номером 37. В статье 6 Закона Саратовской области от 21.06.2006 № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» приведен перечень средств информации и изданий для официального опубликования актов. Одними из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов является обнародование (опубликование) государственными органами информации
Постановление № А31-295/2017 от 28.02.2018 АС Волго-Вятского округа
нормативах размещена не в открытом доступе, не в полном объеме, содержимое некоторых файлов на печать вывести не удалось, отсутствовала функция поиска по документам. Антимонопольный орган указывает, что Учреждение является субъектом установленного нарушения антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 16 Федерального Закона № 135-ФЗ). Информация о территориальных сметных нормативах на официальном сайте департамента не размещена – имеется только ссылка на раздел «Ценообразование в строительстве» сайта Учреждения, соответственно, Управлением производился осмотр сайта Учреждения. Заявитель жалобы отмечает, что сметные нормативы являются обязательной составляющей сметных программ, в случае отсутствия сметных нормативов в программе специалисты лишаются возможности использовать сметную программу. При этом сметные программы распространяются в составе сметных программ в форме баз данных, базы данных формируются разработчиками сметных программ в формате (структуре) своей сметной программы. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании. Учреждение, Организация и Общество в отзывах и представитель Учреждения в судебном заседании возразили против доводов Управления, сославшись
Постановление № Ф03-767/2018 от 28.03.2018 АС Дальневосточного округа
ЭВМ: «Территориальная сметно-нормативная база Приморского края», «Индексы пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на территории Приморского края», «Сборник средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве в текущем уровне цен для Приморского края», право собственности на которые зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности на имя НО «НАСИ» и КГУП «Приморский РЦЦ» (свидетельства № 2014620910 от 27.06.2014, № 2014620911 от 27.06.2014, № 2014620920 от 30.06.2014, соответственно). Также установлено, что территориальные сметные нормативы Приморского края опубликованы на сайте администрации Приморского края с блокировкой функций печати и копирования текста, на сайте НО «НАСИ» в формате «PDF», со ссылкой на наличие лицензионного договора и в информационно-аналитическом издании «Справочные Материалы Единые Тарифы Аналитика», распространяемом за плату. Индексы изменения территориальных сметных нормативов, которые должно разрабатывать КГУП «Приморский РЦЦС», а утверждать Департамент градостроительства Приморского края, публиковались также в принадлежащему КГУП «Приморский РЦЦ» информационно-аналитическом издании «СМЕТА» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
Решение № 3А-417/2023 от 15.12.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)
процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (далее – ФРСН). Пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что сметные нормативы – это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке (часть 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве строительства
Решение № 2-318/2021 от 15.06.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)
экспертизы, но при этом сторона истца просит исключить из сметного расчета расходы на технику, которая не использовалась при строительстве объекта: краны на гусеничном и на автомобильном ходу, а также накладные расходы, что составляет по расчетам истца 188558 руб. 42 коп. Однако, в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, действовавшей в период выполнения работ по строительству дома, система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства (п.2.1). Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.),