ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Согласование строительства в охранной зоне - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 19АП-1879/18 от 28.11.2019 Верховного Суда РФ
соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, может быть обжалован в суде (пункт 12 Правил установления охранных зон). Суды, установив, что гипермаркет построен в охранной зоне ЛЭП, расстояние от крайнего провода ЛЭП до стены здания составляет 6,5 м, что истец неоднократно отказывал Обществу в согласовании строительства гипермаркета в охранной зоне , Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение правил охраны электрический сетей, не применили при этом положения пунктов 8, 9, 10, 12 Правил установления охранных зон Суды также не применили подлежащую применению статью 222 ГК РФ, в силу пункта 1 которой самовольной постройкой является в том числе здание, сооружение или другое строение, в том числе возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением
Определение № 18-КГ21-5 от 20.04.2021 Верховного Суда РФ
линий напряжением ПО кВ (ПО 000 вольт) - 20 м (пункт «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон). В пункте 10 Правил указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Аналогичные требования устанавливались в пунктах 4 и 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № 255. Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 г. № 160, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. В федеральных законах от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 2 января 2000 г. №
Решение № А41-4875/20 от 22.06.2020 АС Московской области
расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (не соответствует представленному проекту в части отображения сетей инженерно-технического обеспечения объекта); - документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (не представлена справка о выполнении технических условий на газоснабжение объекта); - объект капитального строительства попадает в охранную зону инженерных сетей ф.25/555 (не представлено согласование строительства в охранной зоне ). Таким образом, уполномоченный орган сделал вывод о том, что возведенные объекты не соответствуют разрешению на строительство. В уведомлении указано, что заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги после устранения указанных нарушений. Между тем, доказательства устранения выявленных нарушений истцом суду не представлены. При этом, отказ министерства в установленном законом порядке истцом не обжалован. Доказательств обратного не представлено. На основании заявления истца от 26.08.2019, продлен срок действия разрешения на строительство
Постановление № А58-358/16 от 14.09.2017 АС Восточно-Сибирского округа
энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Постановление № 1033), в связи с чем Якутская ТЭЦ не согласна с проведением данной застройки. Письмом № 241/675 от 23.01.2015 ОАО АК «Якутскэнерго» сообщилоООО «Строитель-2004» о том, что поскольку строительство планируется осуществлять после вступления в законную силу Постановления № 1033 и решения о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости охранной зоны на производственный комплекс Якутской ТЭЦ, отказывает в согласовании строительства в охранной зоне . 30.12.2015 ООО «Строитель-2004» обратилось с письмом в департамент градостроительной политики окружной администрации города Якутска с запросомо возможности получения разрешения на строительство или продления срока ранее выданного разрешения на строительство с разрешенным видом строительствапри наличии ограничения прав на землю в связи с установлением охранной зоны,на что был получен ответ о том, что продление срока разрешения невозможно,а при повторном обращении на получение нового разрешения на строительство установлено, что согласно градостроительному плану земельного участка
Постановление № А78-7219/2011 от 20.03.2012 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
указанной нормы следует, что лицо привлекается, если судебный акт может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон спора. Дело было рассмотрено по требованиям Государственного учреждения «Читинский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями». Какие-либо выводы в отношении Забайкальского УГМС в решении сделаны не были, права не затронуты и не нарушены. Довод о том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчиков обязанности по согласованию строительства в охранной зоне ОГМС Чита затрагивает права Забайкальского УГМС на проведение данного согласования, несостоятелен. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Оспариваемым решением правоспособность данного заявителя апелляционной жалобы ограничена не была. В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 36
Решение № 2-2593/18 от 26.08.2019 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)
поступившем в суд отзыве на исковое заявление прокурора города Кисловодска, в управлении отсутствуют сведения о согласовании строительства спорного объекта. Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Судом установлено, что согласование строительства в охранной зоне объекта культурного наследия, как того требуют положения действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ответчиком ООО «Фонтан» не проводилось, и доказательств обратного в условиях состязательности ответчиком ООО «Фонтан» не представлено, что свидетельствует о допущенных нарушениях. Обоснованными являются доводы прокуратуры о нарушениях земельного законодательства, поскольку земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования
Решение № 2-290/20 от 06.11.2020 Аскизского районного суда (Республика Хакасия)
кВ, в свою очередь, максимальное и минимальное расстояние от забора до ближайшей стены спорного жилого дома составляет 8,5 м. и 8.1 м. соответственно. Наложение охранной зоны линии электропередач на спорную постройку составляет 1,5 метра. Таким образом, не только земельный участок истца, но и сам жилой дом частично расположены в охранной зоне линии электропередач. Истцом при строительстве жилого дома нарушены требования подпункта «а» пункта 11 Правил №, поскольку прилагаемое к иску заявление на согласование строительства в охранной зоне направлено в адрес ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» по истечении более чем 10 лет после завершения строительства, кроме того, нарушен пункт 8 Правил №, пункт ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок (в редакции приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в части несоблюдения минимально допустимых расстояний от электрических сетей до зданий, сооружений. По смыслу приведенных норм в системном толковании со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), запрет на расположение объектов в
Решение № 2А-1046/2021 от 25.02.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)
и жилищной политики ФИО2 (Госстроя) от ДД.ММ.ГГГГ № и введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, владельцу и застройщику объекта электрических сетей предоставляются в постоянное пользование земельные участки, которые являются составной частью территории охранной зоны электрических сетей, установленной Правилами охраны электрических сетей», утвержденных постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила охраны). Истцом в подтверждение своей позиции в материалы не представлены документы, свидетельствующие о наличии такого согласования. Существенным в данном случае является то, что согласование строительства в охранной зоне , то есть получение разрешения на строительство в охранной зоне от сетевой организации должно быть получено до начала строительства. Процедура согласования строительства в охранных зонах носит самостоятельный характер, отличный от процедуры: выдачи технических условий на подключение к электрическим сетям и заключения договора об осуществлении технологического подключения. Земельный участок, имеющий обременение в виде охранной зоны ЛЭП, приобретен истцом после осуществления на нем строительства ЛЭП. При этом собственник, до приобретения в собственность земельного участка,
Решение № 2-1180/2021 от 05.05.2021 Тюменского районного суда (Тюменская область)
о границах зон с особыми условиями использования территории: охранная зона «Электросетевой комплекс ВЛ-10 кВ ф. Утяшево с ВЛ 0,4 кВ от ПС 110/10 кВ «Утяшево», дата внесения изменений ДД.ММ.ГГГГ, площадь 185176,47 кв.м., учетный №.ДД.ММ.ГГГГ; охранная зона «Электросетевой комплекс ВЛ-10 кВ ф. Перевалово с ВЛ-0,4 кВ со зданиями ТП от ПС 110/10 кВ «Перевалово», дата внесения изменений ДД.ММ.ГГГГ, площадь 1 018 445,72 кв. м, учетный №.ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 40) АО «Россети Тюмень» ДД.ММ.ГГГГ выдало согласование строительства в охранной зоне ЛЭП ФИО1 из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1908002:914 частично расположен в охранной зоне Электросетевого комплекса ВЛ-10 кВ ф. Перевалово с ВЛ-0,4 кВ от ПС 110/10 кВ «Перевалово». (л.д. 100). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1596 кв.м № Ru №, на части земельного участка установлена охранная зона электросетевого комплекса. (л.д. 57-68). Согласно пункту 1 статьи 209
Решение № 2А-423(2022 от 27.04.2022 Лысьвенского городского суда (Пермский край)
Согласно п.п. «а» п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций физическим и юридическим лицам запрещаются, в частности, строительство зданий и сооружений. На земельном участке с кадастровым № по <адрес> построен дом, в том числе гараж, с нарушением границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства – между стеной гаража и воздушной линией ВЛЗ-6 кВ менее 5 метров. При этом, ФИО1 с письменным заявлением о получении решения на согласование строительства в охранной зоне , не обращалась. Привлеченный судом в качестве третьего лица ФИО4 в судебное заседание не явился. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом административного судопроизводства Российской