ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Социально ориентированное предпринимательство - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" (разработан Минэкономразвития РФ)
5,6 8,4 12 Количество разработанных нормативных правовых актов об ОЭЗ, ед. 15 17 20 23 Количество международных конгрессно-выставочных мероприятий, на которых были представлены ОЭЗ, ед. 33 35 37 39 Динамика потока первичных обращений инвесторов, ед. 450 500 550 600 Управление государственным имуществом и приватизация. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены основные принципы перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, включая: формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности; поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти; развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 (ред. от 16.05.2013) "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
социальной сферы). Центр инноваций социальной сферы - структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Центры инноваций социальной сферы обеспечивают решение следующих задач: - продвижение и поддержка социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций; - информационно-аналитическое и юридическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций; - обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства ; - проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным тематикам; - организация деятельности Школы социального предпринимательства. Средства субсидии федерального бюджета на создание Центра инноваций социальной сферы на создание и (или) обеспечение деятельности организаций используется на финансирование следующих затрат: - оплата аренды помещения; - ремонт помещения; - приобретение программных средств; - обучение и подготовка персонала; - покупка техники, мебели, материалов, необходимых для ведения основной деятельности Центра
Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 N 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации"
осуществления работ) по договорам, вступившим в силу после 21 марта 2014 г. 4.17.2. Сумма субсидии не превышает 1 млн. рублей на одного получателя поддержки, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории вновь образованных субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополь. 4.18. В конкурсном отборе по мероприятиям, связанным с поддержкой социального предпринимательства, принимают участие субъекты Российской Федерации, принявшие на себя следующие обязательства. 4.18.1. Создание (развитие) социального предпринимательства, которое является социально ориентированной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства , направленное на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий: а) обеспечивают занятость инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов, людей пенсионного возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группы граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 30 - Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям 1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок
Определение № А64-907/2021 от 09.12.2021 Верховного Суда РФ
области» на основании программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 24.09.2013 № 1057, была разработана подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», в рамках которой муниципальному образованию – город Котовск направлены субсидии в целях софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Постановлением администрации города Котовска от 04.04.2017 № 463 был утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность. В соответствии с указанным Порядком администрацией города Котовска 09.11.2017 проведен отбор субъектов малого и среднего предпринимательства , осуществляющих социально-ориентированную деятельность, по результатам которого с предпринимателем ФИО1 заключено соглашение от 15.11.2017 № 5/2017 о предоставлении субсидии в сумме 1 000 000 рублей (деньги перечислены предпринимателю 21.11.2017). При проведении отбора администрацией был оценен пакет документов, представленный предпринимателем, и признан достаточным и обоснованным. Контрольно-счетная палата Тамбовской области в 2019 году провела проверку исполнения бюджета муниципального образования город Котовск Тамбовской области, по результатам которой, в
Определение № А64-906/2021 от 06.04.2022 Верховного Суда РФ
также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, постановлением администрации от 04.04.2017 №463 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (далее - Порядок № 463). Предприниматель 12.10.2017 обратился с заявкой на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства , осуществляющих социально - ориентированную деятельность. По результатам отбора сторонами заключено соглашение от 15.11.2017 № 4/2017 о предоставлении субсидии в сумме 1 000 000 рублей в целях возмещения затрат, связанных с реализацией бизнес-проекта «Организация деятельности детского кафе». Субсидии перечислены 21.11.2017. По результатам проверки исполнения бюджета муниципального образования город Котовск Тамбовской области - получателя межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области контрольно-счетной палатой
Определение № А64-905/2021 от 09.03.2022 Верховного Суда РФ
затрат получателя, связанных с реализацией бизнес-проекта «Развитие развлекательного городка в городском парке города Котовска». Администрация перечислила предпринимателю денежные средства по соглашению в размере 1 000 000 руб. В связи с нарушением условий соглашения (на момент подачи заявки у предпринимателя отсутствовали документы, подтверждающие, что ей осуществлялась социально ориентированная деятельность) администрацией предъявлено требование о возврате субсидии, неисполнение которого явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 195, 196, 202, 202, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, утвержденным постановлением администрации от 04.04.2017 № 463, суды отказали в удовлетворении иска исходя из следующего: материалами дела подтверждаются фактическое занятие ответчиком социально
Определение № А81-8536/20 от 23.12.2021 Верховного Суда РФ
просрочки исполнения обязательства, взыскав в общества в пользу учреждения пени в размере 1 207 рублей 46 копеек. Судебные инстанции установили, что в ходе исполнения обязательств подрядчик привлек субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, при этом сам являлся субъектом малого предпринимательства, то есть его привлечение к выполнению работ в полной мере позволяет достичь цели, обусловившей наличие специальных норм, направленных на вовлечение в контрактный оборот субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, отметив, что отсутствие в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о том, что субъект относится к категории малого предприятия, не свидетельствует о том, что фактически оно таковым не является. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о ненаправлении подрядчиком заказчику деклараций, подтверждающих принадлежность ответчика к субъектам малого предпринимательства, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую
Определение № 302-ЭС16-17771 от 24.03.2017 Верховного Суда РФ
оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона. Из части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 140-ФЗ) следует, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций. Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 702, 709, 711, 720, 753 ГК РФ, частью 4 статьи 27, частями 3 и 8 статьи 30, частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, положениями Закона № 140-ФЗ и исходил из принятия работ заказчиком без замечаний по объемам и качеству выполненных работ, наличия задолженности по оплате выполненных работ, и с учетом привлечения подрядчиком для
Решение № А68-6974/2021 от 05.09.2022 АС Тульской области
имущества в размере 4 048 416,67 рублей ( четыре миллиона сорок восемь тысяч четыреста шестнадцать тысяч рублей 67 копеек) без учета НДС, на основании отчета №901-21 от 17.05.2021 года, составленного ИП ФИО4 04 июня 2021 года вместе с сопроводительным письмом ООО «Индиго» был получен Договор купли-продажи №3-2021 недвижимого муниципального имущества в 3х экземплярах. Однако некоторые условия данного договора, по мнению истца, являются кабальными и не способствуют основной цели – развитию малого и среднего, социально ориентированного предпринимательства в регионе. 06 июля 2021 года ООО «Индиго» в администрацию муниципального образования г.Алексин был передан протокол разногласий по вышеуказанному договору. В частности, ООО «Индиго» не согласно с оценочной стоимостью объекта недвижимости, так как согласно оценке, произведенной ЧПО ФИО5, в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности», стоимость объекта недвижимости меньше на 827 660 рублей 60 копеек и составляет 3 220 756, 00 рублей, без учета НДС. Кроме этого, администрацией муниципального образования город Алексин
Постановление № 17АП-4266/2022-АК от 18.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. В соответствии с положениями статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Согласно п.
Постановление № А70-6265/2021 от 23.12.2021 АС Западно-Сибирского округа
на выполнение работ по строительству путепровода и транспортной развязки в разных уровнях на пересечении железной дороги в районе ПМК-9 № 01672000034190041030001 от 10.09.2019 (далее – контракт). Цена контракта составляет 4 722 091 752 руб. (пункт 2.1 контракта). В соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 20.12.201 цена контракта составляет 515 872 474 руб. 96 коп. Пунктом 5.19 контракта установлено, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% от цены контракта, пропорционально объему финансирования в текущем году. Подрядчик и привлекаемые субподрядные организации должны обладать предусмотренными действующим законодательством свидетельством о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (указанные требования не предоставляются в случаях, перечисленных в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской
Постановление № Ф03-6700/2021 от 22.12.2021 АС Дальневосточного округа
в части отказа во взыскании по встречному иску штрафа за нарушение пункта 3.4.34 контракта, суд округ пришел к следующему. Положениями части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ установлены два вида закупок с участием субъектов малого предпринимательства: 1) проведение закупок, в которых участниками являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; 2) осуществление закупок с требованием к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций. С учетом норм частей 3 – 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан не только заключить контракт по итогам проведения закупочной процедуры с субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, но изначально осуществить закупку исключительно среди указанных субъектов (или с условием об их обязательном привлечении в качестве соисполнителей), в том числе опубликовать извещение, документацию о закупке, установив указанное в части
Постановление № А43-34967/16 от 12.09.2017 АС Волго-Вятского округа
заказчиком. Как установили суды, в аукционной документации (пункт 7 страницы 8) и информационной карте (пункт 23 страницы 17) заказчик установил требование о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Однако УФСИН по Республике Башкортостан ни в извещении № 0101100000116000134, ни в документации об аукционе не установило ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Следовательно, требование о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, является неправомерным, и участники аукциона не обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Отсутствие такого декларирования не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям аукционной документации. Во второй части заявки СПССК «Молочный дом» отсутствовала декларация о принадлежности претендента к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем, исходя из установленных
Решение № 2-885/2021 от 28.07.2021 Донской городского суда (Тульская область)
рублей, который в действительности составляет 6461,71411 тыс.руб; совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона - 884,93700 тыс. руб., который в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году - 132,74055 тыс. руб., которой в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - 0 рублей; доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций -0%. При этом отмечает, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства не учтено, что все муниципальные контракты, заключенные и исполненные в 2020 году учреждением, заключены на основании ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и не учитываются при определении совокупного годового объема закупок, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ. Полагает, что размещение неполного и
Решение № 21-1190/2015 от 10.09.2015 Самарского областного суда (Самарская область)
у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций. Из материалов дела усматривается, что в адрес Самарского УФАС России из Администрации г.о. Самара поступило обращение от 27.02.2015г. из которого следует, что в отношении МКУ г.о. Самара «Городской центр социальной помощи семье и детям» проведена проверка на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе. В ходе проведения внеплановой проверки, установлено, что в 2014 г. юридическим лицом проведено 4 закупки, путем проведения
Постановление № 4А-518/2016 от 20.05.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи. В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций, определяется по сумме заключенных контрактов. В случае, если оплата контракта осуществляется поэтапно в различные финансовые годы, то стоимость каждого этапа контракта учитывается в годовом объеме закупок того года, в котором осуществлена оплата данного этапа контракта. В соответствии с ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в