ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Срок признания дома аварийным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минстроя России от 04.10.2018 N 645/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности"
адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение, а также сроках вступления в силу такого решения и сроках перечисления средств на специальный счет региональным оператором. 10. Порядок взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений при прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае исключения многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта 10.1. В Порядок рекомендуется включать информацию о том, что прекращение формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора предусмотрено в случаях, указанных в пункте 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в региональную программу капитального ремонта не включаются: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в порядке, установленном в "Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее в настоящем разделе
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)
о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения). В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) (Извлечение)
установить срок сноса дома, либо определение этого срока является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и судом этот срок отменен или изменен быть не может? Ответ: В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)
дом. В обоснование требований истец указал, что 6 июля 2015 г. между ним и ответчиком заключен договор займа, по которому истец передал З. денежные средства сроком до 6 августа 2015 г. под 3% в месяц. В установленный срок ответчик денежные средства не вернул. 21 декабря 2015 г. сторонами заключено соглашение об отступном, согласно которому в связи с невозможностью исполнить обязательства по возврату денежных средств З. предоставляет В. принадлежащие ему 27/100 доли в праве собственности на указанный выше жилой дом. Ответчиком соглашение об отступном не исполнено, от государственной регистрации права собственности на указанное имущество он уклоняется. З. обратился со встречным иском о признании соглашения об отступном незаключенным и об истребовании документов на жилой дом , ссылаясь на то, что сторонами не были согласованы все существенные условия такого соглашения, намерения передать В. свое имущество у него не было, стоимость имущества на момент заключения соглашения явно неравноценна сумме долга. Сумма займа В. им
Кассационное определение № 36-КА19-5 от 17.02.2020 Верховного Суда РФ
порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. Таким образом, обязанность совершения действий, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако из материалов дела видно, что жилой дом, расположенный по адресу <...> в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался. Следовательно, у администрации отсутствовала обязанность изъятия земельного участка, на котором расположен дом 13, и жилых помещений в этом доме для муниципальных нужд в случае, если данные собственники в
Определение № 81-КГПР21-13 от 21.12.2021 Верховного Суда РФ
Заключением межведомственной комиссии от 13 февраля 2015 года, утвержденным постановлением администрации г. Кемерово от 10 июля 2015 года, многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для сноса указанного дома установлен до 1 июня 2019 года. Поскольку снос многоквартирного жилого дома собственниками осуществлен не был, администрацией г. Кемерово 29 октября 2019 года вынесено постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, занятого этим многоквартирным домом, и жилых помещений, расположенных в нем, в том числе квартиры ответчиков. При этом, по мнению заявителя, размер возмещения ответчикам за изымаемое жилое помещение не может превышать стоимость данного жилого помещения, приобретенного ими по договору купли-продажи от 27 марта 2017 года после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Решением Кировского районного суда г. Кемерово от 9 сентября 2020 года исковые требования администрации г. Кемерово удовлетворены. У ответчиков изъяты по % доли в праве общей собственности на жилое
Кассационное определение № 18-КАД20-33 от 27.01.2021 Верховного Суда РФ
заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения). Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина
Определение № А73-10385/18 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ
граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью; определенный администрацией срок, установленный для отселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, – до 2025 года, признан комитетом и судами неразумным, учитывая наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан проживанием в помещениях дома до указанного срока. При этом судами принято во внимание экспертное заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 23.03.2011 № 88, согласно которому спорный многоквартирный дом не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, износ дома составляет 76 процентов. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации. Отклоняя довод о том, что нормами действующего законодательства не определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным , суд округа указал, что отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц
Постановление № 06АП-4793/2021 от 08.09.2021 АС Хабаровского края
распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Из совокупности указанных правовых норм следует, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, такой срок должен быть разумным. При этом, отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок. По пункту 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения. Суд посчитал обоснованными
Постановление № Ф03-4190/2022 от 15.09.2022 АС Дальневосточного округа
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Положением. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления
Постановление № А24-5977/2021 от 23.06.2022 АС Дальневосточного округа
установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением № 47. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения № 47). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на
Постановление № А73-16860/14 от 12.08.2015 АС Дальневосточного округа
акты отменить и принять по делу новый судебный акт, признав незаконным бездействие администрации, не направившей предпринимателю требование о сносе или реконструкции принадлежащего ему нежилого помещения в разумный срок за счет собственных средств. Заявитель жалобы также просит обязать администрацию в течение 30 дней со дня вступления нового решения в законную силу направить предпринимателю указанное требование. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что постановление от 25.10.2013 №4205 «О сносе многоквартирного дома №25 по ул. Шевчука» затрагивает права и законные интересы предпринимателя Мельник П.Л., являющегося собственником ? доли функционального нежилого помещения общей площадью 56,4 кв.м, расположенного в указанном доме. По мнению заявителя жалобы, то обстоятельство, что для собственников нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, действующим законодательством прямо не урегулированы правовые последствия признания такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не освобождает администрацию от обязанности направления предпринимателю указанного требования. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса
Постановление № А73-9554/2021 от 17.02.2022 АС Дальневосточного округа
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Положением № 47. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения № 47). Комиссия на
Решение № 2-5622/20 от 15.03.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
условия договора о развитии застроенной территории в границах <адрес> в <адрес> должны быть определены в соответствии с приложением. Приложением к постановлению мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены существенные условия Договора. Согласно пункту № Договора, утвержденного в Приложении, к обязанностям мэрии <адрес> отнесено: до ДД.ММ.ГГГГ принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах по <адрес>, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. Таким образом, учитывая срок признания дома аварийным и непригодным для проживания, мэрия <адрес> определила разумный срок осуществления процедуры изъятия путем выкупа жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного аукциона между мэрией <адрес> и ЗАО «ИнвестТЭК» заключен договор о развитии застроенной территории №, по условиям которого ЗАО «ИнвестТЭК» приняло на себя обязательство в установленный договором срок своими силами и за свой счет выполнить обязательства по развитию застроенной территории <адрес>, в том числе, на территории <адрес> (л.д№). Пунктом № Договора предусмотрено,
Решение № 2А-420/20 от 05.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)
жилой *** был признан аварийным постановлением администрации г. Тамбова от 07.06.2017 ***. Представитель административного ответчика по доверенности Поздняков А.В. в судебном заседании административные исковые требования с учетом изменений не признал, считает отказ от 28.01.2020г. законным и обоснованным, поскольку в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются дома, признанные в установленном порядке аварийными до 01.01.2017г. *** был признан аварийным только в июне 2017 года. Так как, срок признания дома аварийным исключает его включение в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, административному истцу было в этом отказано. Представитель заинтересованного лица - администрации г.Тамбова по доверенности Богданова С.В. в судебном заседании полагала заявленные административные исковые требования с учетом изменений подлежащими удовлетворению, поскольку производить капитальный ремонт в аварийном доме не целесообразно. Заинтересованное лицо - ФИО20 в судебном заседании измененные административные исковые требования поддержала в полном объеме. Заинтересованные лица: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13,
Апелляционное определение № 2-598/2021 от 01.07.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)
застроенной территории в границах <адрес> в <адрес> должны быть определены в соответствии с приложением. Приложением к постановлению мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены существенные условия договора. Согласно пункту 6.1 договора, утвержденного в Приложении, к обязанностям мэрии города Новосибирска отнесено: до 30 июня 2015 принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах по <адрес>, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. Таким образом, учитывая срок признания дома аварийным и непригодным для проживания, мэрия города Новосибирска определила разумный срок осуществления процедуры изъятия путем выкупа жилых помещений до 30 июня 2015 года. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного аукциона между мэрией города Новосибирска и ЗАО «ИнвестТЭК» заключен договор о развитии застроенной территории №, по условиям которого ЗАО «ИнвестТЭК» приняло на себя обязательство в установленный договором срок своими силами и за свой счет выполнить обязательства по развитию застроенной территории <адрес>, в том числе, на территории <адрес>