ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сроки использования лесов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 87 ЛК РФ. Лесохозяйственный регламент.
утверждаются органами местного самоуправления. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 148-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. 5. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов. 6. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным
Статья 77.1 ЛК РФ. Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений.
Статья 77.1. Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений (введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ) 1. Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. 2. Изменение условий договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов ) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора купли-продажи лесных насаждений исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Договор купли-продажи лесных насаждений, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного
Статья 74.1 ЛК РФ. Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
связанные со ст. 74.1 ЛК РФ 1. Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. 2. Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов ) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен
Определение № 14АП-10348/2015 от 02.09.2016 Верховного Суда РФ
12157/13, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 1021-О, пришел к выводу о невозможности на момент заключения сторонами дополнительных соглашений от 22.01.2013, 06.02.2013, 13.01.2014 изменять условия аукциона на основании соглашения сторон такого договора. На момент заключения дополнительного соглашения 25.12.2014 отсутствовали условия предусмотренные частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в новой редакции для внесения изменений в договор аренды (изменение целевого назначения лесов, существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов ) или существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. Поскольку у сторон договора аренды заключенного по результатам аукциона не было законных оснований для изменения его условий, суд признал, что в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации оспариваемые соглашения
Определение № 02АП-6923/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ
в объемах согласно приложению 3 (пункты 3 и 4 договора). Годовая арендная плата, определенная на момент подписания договора в размере 635 584 рублей, подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 5 и 7 договора). В дополнительных соглашениях от 01.02.2010 N 1, от 23.03.2010 N 2, от 01.06.2012 N 3 и от 09.04.2015 N 4 стороны изменили виды, объемы, сроки использования лесов и размер годовой арендной платы. Посчитав, что изменения к договору аренды являются недействительными и арендатор вносил плату за пользование лесным участком в меньшем размере, Министерство после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При разрешении спора суды исходили из следующего. По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент переоформления договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не
Определение № 02АП-6787/2014 от 29.05.2015 Верховного Суда РФ
участник аукциона, арендатор) заключили договор аренды от 28.11.2008 лесного участка площадью 3317 гектаров. Стороны предусмотрели, что годовая арендная плата, определенная на момент подписания договора подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов (пункты 5 и 7 договора). Сторонами заключено дополнительное соглашении от 09.08.2011 № 1 к договору, которым изменены виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке, а также согласован ежегодной размер арендной платы с 27.07.2010 в размере 1 220 290 рублей и с 25.04.2011 - в размере 551 130 рублей. Суды, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, признали недействительным названное дополнительное соглашение как заключенное в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Установив, что снижение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на
Определение № 301-ЭС16-16901 от 12.12.2016 Верховного Суда РФ
заключен договор аренды от 20.06.2008 № 66 лесного участка площадью 3179 га, месторасположение: Нижегородская область, Воскресенское районное лесничество, кварталы 32, 33, 38, 49, 53, 56, 61, 62, 64, 69, 71 и 75 Заветлужского участкового лесничества, кварталы № 34, 47 и 56 Шурговашского участкового лесничества, сроком на 49 лет с даты государственной регистрации договора (30.08.2008). В дополнительных соглашениях от 30.12.2009 № 1 и от 27.04.2012 № 2 к договору стороны изменили виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом участке, согласовали ежегодный размер арендной платы. Вступившим в законную силу решением от 13.08.2014 по делу № А43-10843/2014 пункты 1 и 7 дополнительного соглашения от 27.04.2012 № 2, касающиеся размера и сроков внесения арендной платы, признаны недействительными. Приказом департамента от 24.09.2015 в проект освоения лесов внесены изменения на основании планов корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Департамент, полагая, что в результате признания дополнительного соглашения к договору аренды недействительным арендатор вносил плату за пользование лесным
Постановление № 03АП-7218/14 от 11.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
№517/1, установлено, что ведение сельского хозяйство разрешено осуществлять, в том числе в части квартала 257 Туранского участкового лесничества, при этом не указано, в какой же части квартала разрешено вести сельское хозяйство, - Лесохозяйственным регламентом ГКУ РТ «Туранское лесничество» предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли и другие, не покрытые растительностью земли; предусмотрено, что использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что нормативы, параметры и сроки использования лесов республики для ведения сельского хозяйства установлены в соответствии с Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства. Представитель заявителя представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Третьи лица (Прокуратура Республики Тыва, Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, ГУП Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран»), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в рассмотрении апелляционной жалобы не направили.
Постановление № 03АП-7216/14 от 05.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
517/1, установлено, что ведение сельского хозяйство разрешено осуществлять, в том числе в части квартала 247 Туранского участкового лесничества, при этом не указано, в какой же части квартала разрешено вести сельское хозяйство; - Лесохозяйственным регламентом ГКУ РТ «Туранское лесничество» предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли и другие, не покрытые растительностью земли; предусмотрено, что использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что нормативы, параметры и сроки использования лесов республики для ведения сельского хозяйства установлены в соответствии с Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства. Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран», прокуратура Республики Тыва, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 14.01.2015 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 15.01.2015 публичного
Постановление № 03АП-7217/2014 от 20.02.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
23.12.2011 № 517/1, установлено, что ведение сельского хозяйства разрешено осуществлять, в том числе в части квартала 257 Туранского участкового лесничества, при этом не указано, в какой части квартала разрешено вести сельское хозяйство; -Лесохозяйственным регламентом ГКУ РТ «Туранское лесничество» предусмотрено, что для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли и другие, не покрытые растительностью земли; предусмотрено, что использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что нормативы, параметры и сроки использования лесов республики для ведения сельского хозяйства регламентированы Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства. Третьи лица (Прокуратура Республики Тыва, Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, ГУП Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран»), уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке
Постановление № Ф03-2196/2022 от 07.06.2022 АС Дальневосточного округа
73.1 и частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается, а также не допускается изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам таких торгов, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов ) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. Также часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ допускает изменение по решению суда договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в случае существенного изменения
Решение № 3А-12/18 от 07.02.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
территорий памятников природы, находящихся в их ведении (пункт 3). Вместе с тем Министерством не представлено доказательств соблюдения приведенного порядка объявления объектов «Генетический резерват» и «Плюсовые насаждения» памятниками природы Ульяновской области, следовательно, включение их в соответствующие лесохозяйственные регламенты не соответствует положениям федерального законодательства – Закону № 33-ФЗ. Кроме того, в структуру Лесохозяйственных регламентов Барышского, Вешкаймского, Инзенского, Старомайнского, Новочеремшанского, Павловского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Майнского, Мелекесского, Николаевского, Новоспасского, Сенгилеевского, Теренгульского, Ульяновского лесничеств входит раздел 2.1.7 « Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения», содержащий правила заготовки древесины и ограничения при ее заготовке, в структуру Лесохозяйственного регламента Кузоватовского лесничества входит раздел 2.1.5 «Параметры организационно-технических элементов рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях». В абзаце 8 раздела 2.1.7 Лесохозяйственных регламентов Барышского Вешкаймского, Инзенского и Старомайнского лесничеств, в абзаце 9 раздела 2.1.7 Лесохозяйственных регламентов Новочеремшанского, Павловского, Радищевского, Старокулаткинского и Сурского лесничеств, в абзаце 14 раздела 2.1.5 Лесохозяйственного регламента Кузоватовского лесничества, в абзаце 8
Решение № 3А-766/20 от 16.11.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)
(пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 поименованного кодекса). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с составляемым на срок до десяти лет обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором наряду с другими вопросами в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 и 4, пункты 2 и 4 части 5, части 6 и 7 статьи 87, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации). Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений
Решение № 3А-11/18 от 31.01.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
целевому назначению и категориям защитных лесов»; абзац 8 в части слов «водотоки», абзац 10 в части слов «деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки» и «молодняка»; абзац 11 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», абзац 12 в части слов «за исключением погибших», а также недействующим абзац 9 раздела 2.1.7 « Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения»; абзацы 2-6, 11, 12, а также предельные сроки добычи охотничьих животных: лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства»; в части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов,
Решение № 3А-10/18 от 31.01.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)
лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует цели создания заказника. Кроме того, положения раздела 2.1.7 лесохозяйственного регламента, содержащие ограничения при заготовке древесины, не соответствуют пункту 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474. Положения разделов 2.5, 2.12, 2.14, 2.15 регламента, устанавливающие сроки использования лесов , не соответствуют положениям части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в том числе, для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Однако разделом 2.13 Лесохозяйственного регламента такие виды деятельности допускаются для специализированных портов, т.е. объектов, не предусмотренных Лесным кодексом Российской
Решение № 3А-1398/2022 от 05.09.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)
номер ***. 03 марта 2022 года Минприроды Алтайского края приняло приказ №171 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 22.11.2018 №1824», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 марта 2022 года, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 31 марта 2022 года, регистрационный номер ***. В абзаце 7 подраздела «Процент (интенсивность) выборки древесины с учетом полноты древостоя, и состава» раздела 1 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины» главы II «Нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов» предусмотрено, что в разновозрастных низкополнотных хвойных насаждениях с куртинным размещением деревьев предусматриваются группово-выборочные рубки, при этом вырубается лишь спелая и перестойная часть древостоя. Интенсивность рубок до 30%, допустимое снижение полноты насаждений до 0,5. Общество с ограниченной ответственностью «Каменский ЛДК» (далее - ООО «Каменский ЛДК», Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, с