ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Строительная экспертиза проекта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 27.02.2020 N 08-05-1/2390-НБ <О рассмотрении обращения>
и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1948), направляет разъяснения на вопросы членов Ассоциации экспертиз строительных проектов. В связи с тем, что большинство вопросов, задаваемых членами Ассоциации экспертиз строительных проектов, не имеет отношения к порядку применения Постановления N 1948 и правоприменительная практика по ним изменений не претерпела, Учреждение направляет разъяснения на вопросы в адрес всех членов Ассоциации экспертиз строительных проектов. Н.В.БОГОМОЛОВА Приложение ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АССОЦИАЦИИ ЭКСПЕРТИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31.12.2019 N 1948 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" N п/п Вопрос Комментарий ФАУ "Главгосэкспертиза России" 1 Является ли основанием для отказа в принятии документации на государственную экспертизу указание в заявлении на проведение государственной экспертизы не всех идентификационных сведений и сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13
Заключение Минэкономразвития России от 29.06.2012 "Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
зданий и сооружений с геологической средой". Вместе с тем данный вид работ, как правило, выполняет проектная организация, состоящая в СРО в области архитектурно- строительного проектирования (данный вид работ выполняется на стадии проектирования), тогда как указанный подпункт включен в состав работ по инженерно-геотехническим изысканиям. Таким образом, проектные организации должны вступать в СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания (затраты составляют порядка 495 000 рублей (645 000 - 150 000); последующие платежи составляют около 160 000 рублей ежегодно). В этой связи предлагается включить вид работ "Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой" в раздел II Перечня (сохранив его в разделе I для недопущения роста затрат выполняющих данный вид работ организаций в сфере инженерных изысканий). 4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа N 624 Проект настоящего заключения об экспертизе приказа N 624 (далее также - проект заключения) был направлен разработчику приказа N 624 письмом от 17 мая 2012
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.04.2016 N АКПИ15-1534 <О признании недействующими подпункта "б" пункта 12, подпункта "а" пункта 88, пункта 91 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, в части, исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации>
 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 13 апреля 2016 г. N АКПИ15-1534 Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М., при секретаре П., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Московская негосударственная экспертиза строительных проектов", ООО "Негосударственная экспертиза проектов строительства", НП "Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве" о признании недействующими подпункта "б" пункта 12, подпункта "а" пункта 88, пунктов 89, 91, подпункта "б" пункта 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, установил: согласно подпункту "б" пункта 12 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления к материалам идентификации объектов технического регулирования относится заключение государственной экспертизы проектной документации
Определение № А40-171605/19 от 10.01.2022 Верховного Суда РФ
материалам арбитражного дела, следует, что основной причиной образования трещин служат ошибки, допущенные в проекте, некорректно расставлены связи, необходимые для обеспечения пространственной жесткости и устойчивости сооружения. При этом судебным актом по делу № 2-2/2019, которым с общества «СДС-Строй» взысканы убытки, не установлена непосредственная вина кого-либо из лиц, к которым предъявлен настоящий иск; в решении не содержится выводов о возникновении строительных недостатков вследствие наличия ошибок в проектной документации, разработанной и переданной для строительства здания обществом «12 Военпроект». Суд общей юрисдикции в решении воспроизвел лишь выводы экспертизы о наличии в разработанном ООО «Кемеровожелдорпроект» рабочем проекте ошибок проектирования, не конкретизируя, какой при этом проект являлся предметом исследования экспертов. В связи с этим выводы суда общей юрисдикции по вопросам наличия ошибок в проектной документации не исключают возможности иной правовой оценки обстоятельств, связанных с ошибками проектирования. Арбитражные суды пришли к выводам о том, что проектная документация для строительства жилого дома была разработана на основании договора от
Определение № А65-7378/17 от 15.03.2022 Верховного Суда РФ
истцом, г. Чистополь вместо помещения Н-2, расположенную на земельном участке 6:54:100403:3, общей площадью 1102 кв. м по адресу: <...>. Определением от 02.10.2020 дело передано на рассмотрение судьи Парменовой А.С. в порядке статьи 18 АПК РФ. Истец заявил ходатайство об уточнении требований, просил обязать ИП ФИО1 привести завершенный строительством объект в соответствие проекту, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям в соответствии с заключением судебной экспертизы, а именно: демонтировать утепление кровли, демонтировать перегородки в мансардном этаже, демонтировать оконные конструкции в помещениях мансарды с последующей закладкой основным материалом наружных стен, демонтировать (с последующим восстановлением в соответствии с проектом 60/14) кровлю для приведения этажности здания к двум этажам, демонтировать (с последующим восстановлением в соответствии с проектом 60/14) перекрытие второго этажа для приведения в соответствие перекрытия первого этажа, демонтировать оконные конструкции из ПВХ 2-го этажа с заменой на деревянные, демонтировать (с последующей перепланировкой в соответствии с проектом № 60/14) перегородки второго этажа
Определение № 305-ЭС22-8140 от 01.07.2022 Верховного Суда РФ
заключение. Однако, застройщик (ООО «Стройсистема») продолжал строительство (самовольное) вопреки недостаткам измененной проектной документации, из-за которых она получила отрицательное заключение, запрещающее строительство по ней. Администрация 31.03.2015 внесла изменения в ранее выданное застройщику разрешение на строительство, согласовав изменение проектных характеристик объекта капитального строительства при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы по измененной проектной документации. В частности, вместо 9-этажного здания строительным объемом 32 471,37 куб. м с техническим подпольем высотой 1,9 м, в котором не предусмотрено нежилых, в том числе офисных помещений (по проекту ООО «Дизайнпроект»), застройщик – ООО «Стройсистема» самовольно (при отсутствии прошедшего государственную экспертизу проекта ) построил 10-этажное здание строительным объемом 34 168 куб. м с подземным этажом высотой 3 м, в котором предусмотрены нежилые помещения, в том числе офисные. Администрацией города Новый Уренгой выдано застройщику, ООО «Стройсистема» разрешение на ввод в эксплуатацию от 12.05.2016 №89-RU89303000-14-2016 дома с количеством этажей 10, в том числе, подземных 1 с нежилыми помещениями 2 224
Постановление № 07АП-1688/2022 от 20.04.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда
планировками. Проект строительства был согласован Мэрией (письмом № 30/06.0/02253 от 17 июня 2020 года) и в настоящий момент: приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 54:35:053730:3211; получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций и частично оплачены договора технологического присоединения; подготовлен проект на строительство многоквартирного дома, в котором предусмотрено не менее 2355,56 квадратным метров жилой площади; проект и планировки квартир согласованы с мэрией на предмет соответствия требованиям по расселению граждан из аварийных домов; пройдена строительная экспертиза проекта ; получено разрешение на строительство №54-Ru54303000-204-2020 от 14 сентября 2020 года; привлечен для строительства генеральный подрядчик для которого разработана и выдана в работу рабочая документация, основанная на проектных решениях прошедших соответствующую экспертизу; выполнены все подъездные пути к месту строительства; оборудована строительная площадка (поставлен забор, организован бытовой городок - подключен к электроснабжению); установлена КТПН для постоянного электроснабжения; смонтирован башенный кран, подготовлен к работе; осуществлены все подготовительные земляные работы - выкопан котлован; в настоящий момент
Постановление № 18АП-16092/20 от 10.02.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
представляемого заказчиком. Размер платежа, определяемый договором аренды земельного участка № 12/л-66юр от 19.04.2012, заключенного с Управлением землепользования и развития пригородного хозяйства администрации города Оренбурга, равен 765,7 руб.; - строительство инженерных сетей (подводящее и внутриканальные). Объем финансирования будет уточнен после получения проектно-сметной документации на строительство инженерных сетей путем подписания дополнительного соглашения к договору. Этапы реализации инвестиционного проекта (три этапа). Первый этап - разработка, согласование и утверждение в установленном порядке проектной документации (в том числе строительная экспертиза проекта ); - получение технических условий подключения объекта к инженерным сетям; - получение разрешения на временное подключение строительной площадки к инженерным сетям; - получение на период строительства дополнительного земельного участка с целью размещения строительной площадки; - получения разрешения на строительство объекта. Второй этап предусматривает: - выполнение полного комплекса строительных работ по возведению объекта инвестирования и необходимых для его эксплуатации инженерных сетей. Третий этап предусматривает: - сдача объекта в эксплуатацию; - подключение объекта к инженерным
Постановление № 18АП-8794/20 от 22.09.2020 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
ООО «Знак-П» (инвестор) заключен инвестиционный договор № 71 на осуществление строительства административно-офисного здания по адресу: <...> т. 1, л.д. 22-27). Предметом договора является реализация инвестиционного проекта за счет собственных и/или привлеченных средств инвестора по строительству многоэтажного административно-офисного здания. Объем финансирования проектирования и строительства ориентировочно составлял 60 900 000 руб. (пункт 2.2.1 договора), который был разделен на три этапа. Первый этап - разработка, согласование и утверждение в установленном порядке проектной документации (в том числе строительная экспертиза проекта ) предусматривает: - получение технических условий подключения объекта к инженерным сетям; - получение разрешение на временное подключение строительной площадки к инженерным сетям; - получение на период строительства дополнительного земельного участка с целью размещения строительной площадки; - получение разрешения на строительство объекта. Второй этап предусматривает: - выполнение полного комплекса строительных работ по возведению объекта инвестирования и необходимых для его эксплуатации инженерных сетей. Третий этап предусматривает: - сдача объекта в эксплуатацию; - подключение объекта к
Решение № А45-19342/2021 от 22.12.2021 АС Новосибирской области
планировками. Проект строительства был согласован Мэрией (письмом № 30/06.0/02253 от 17 июня 2020 года) и в настоящий момент: приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 54:35:053730:3211; получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций и частично оплачены договора технологического присоединения; подготовлен проект на строительство многоквартирного дома, в котором предусмотрено не менее 2355,56 квадратным метров жилой площади; проект и планировки квартир согласованы с мэрией на предмет соответствия требованиям по расселению граждан из аварийных домов; пройдена строительная экспертиза проекта ; получено разрешение на строительство №54-Ru54303000-204-2020 от 14 сентября 2020 года; привлечен для строительства генеральный подрядчик для которого разработана и выдана в работу рабочая документация основанная на проектных решениях прошедших соответствующую экспертизу; выполнены все подъездные пути к месту строительства; оборудована строительная площадка (поставлен забор, организован бытовой городок - подключен к электроснабжению); установлена КТПН для постоянного электроснабжения; смонтирован башенный кран, подготовлен к работе; осуществлены все подготовительные земляные работы - выкопан котлован; в настоящий момент
Определение № А33-3111/09 от 11.09.2013 АС Красноярского края
и участников строительства. Конкурсным управляющим заявлено ходатайство о продлении срока конкурсного производства на 6 месяцев. Согласно пункту 2 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на 6 месяцев. Конкурсным управляющим представлен план планируемых мероприятий, в соответствии с которым необходимо выполнить следующее: - мероприятия по формированию дополнительного объекта, необходимого для удовлетворения требований участников строительства ( строительная экспертиза проекта , согласование выделения лимитов и мощностей по теплоэнергоснабжению, рассмотрение органами местного самоуправления документации для получения разрешения на строительство, адресация объекта, государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, государственная регистрация первого договора участия в строительстве); - мероприятия по передаче объектов незавершенного строительства в жилищно- строительный кооператив (оценка прав застройщика на объект незавершенного строительства, формирование заключения арбитражного управляющего о возможности передачи объектов, созыв и проведение собрания участников строительства по вопросу создания ЖСК и погашения
Решение № 2-1668 от 07.09.2011 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
(археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства )объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей. Была проведена государственная строительная экспертиза проекта и получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. После подготовки указанных документов 24.06.2011 г., как указывает ФИО1, он обратился в администрацию города Сочи с заявлением о выдаче ему разрешение на строительство на указанном участке многоквартирного жилого дома, представив, требуемые в соответствии с законом документы. В обосновании доводов он ссылается на применимость ст.51 ГрК РФ о составе документов для выдачи разрешения на строительство. Заявитель указывает, что все