ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ21-352 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 7 октября 2021 г. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зайцева В.Ю., членов коллегии Горчаковой Е.В., ФИО1 при секретаре Горбачевой Е.А. с участием прокурора Власовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими пункта 45.1, подпункта «б» пункта 48 (в части) Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплатужилогопомещения и коммунальныхуслуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1037/пр/857, по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2021 г. по делу № АКПИ21-346, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № АПЛ23-392 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 26 октября 2023 г. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зайцева В.Ю., членов коллегии Зинченко И.Н. ФИО1 при секретаре Иванове В.Н. с участием прокурора Слободина С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании частично недействующими пунктов 25, 27 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплатужилогопомещения и коммунальныхуслуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1037/пр/857, по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2023 г. по делу № АКПИ23-421, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко
связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при оплате ими жилищно-коммунальных услуг, также являются правильными. В силу ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов либо субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги . В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, денежные средства, выделяемые в качестве мер социальной поддержки, предназначены для расчета от имени населения с подрядчиком, то есть с лицом, фактически оказывающим ту или иную коммунальную услугу. ООО «Красногорскагроспецмонтаж» является специализированной организацией, которой в спорный период населению Красногорского городского поселения оказывались услуги по ремонту и содержанию жилья. Из
жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом VII (ст.ст. 153-160) Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В силу ч. 1 ст. 159 и ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов либо субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги . В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, денежные средства, выделяемые в качестве мер социальной поддержки, предназначены для расчета от имени населения с подрядчиком, то есть с лицом, фактически оказывающим ту или иную коммунальную услугу. Из материалов дела следует, что УСЗН расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки возмещены ответчику в полном объеме
- 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так и максимальный (предельный) размер ежемесячной денежной выплаты, который для граждан, достигших возраста 70 лет, составляет 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг , а для граждан, достигших возраста 80 лет, составляет 100 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Томской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Администрацией Томской области для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер взноса на капитальный ремонт общего имущества для собственника помещения в
(квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Изложенная правовая позиция содержится в решении
согласно подпункту "б" пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплатужилыхпомещений и коммунальныхуслуг , предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за
иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения, процентов, у с т а н о в и л : Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** ** в размере 89 941 рубль 56 коп. в качестве неосновательного обогащения; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** в размере 6899 рублей 36 коп. Впоследствии ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» увеличило исковые требования, просило взыскать с ФИО3 сумму излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета