ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Субсидии юридическим лицам - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А05П-105/2017 от 04.06.2018 Верховного Суда РФ
реализацию истцом продукции оленеводства в целях получения субсидии; расчет суммы субсидии признали правильным и удовлетворили иск полностью. Суд округа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходя из следующего. В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Апелляционное определение № 74-АПА19-5 от 04.07.2019 Верховного Суда РФ
заявление удовлетворено: пункт 6 Приказа № 135-п признан не действующим со дня его издания в части распространения на подпункт 2.4.5 Порядка. В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Не соглашается с выводом суда об ухудшении оспариваемой нормой положения граждан, ссылаясь на то, что при этом не устанавливаются новые обязанности, а регулируется порядок предоставления субсидии юридическим лицам . Обращает внимание, что исключение подпункта 2.4.5 Порядка связано с приведением указанного порядка в соответствие с Законом Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-3 № 25-У «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в
Определение № 305-ЭС21-13732 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
выводы административного органа о том, что университет, как получатель субсидии, нарушил условия предоставления субсидии, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии (19 961 515 рублей), что составляет 399 230 рублей 30 копеек. Не согласившись с указанным постановлением, университет оспорил его в арбитражном суде. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям,
Определение № 305-ЭС21-13732 от 06.10.2021 Верховного Суда РФ
вынесения постановления от 12.05.2020 № 931405/2020-26 послужили выводы административного органа о том, что университет, получатель субсидии, нарушил условия предоставления субсидии, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии (19 961 515,01 рублей), что составляет 399 230,3 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, университет оспорил его в арбитражном суде. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям,
Определение № 304-ЭС22-941 от 22.06.2022 Верховного Суда РФ
власти субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 26.3.1 Закона № 184-ФЗ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете
Постановление № А47-4641/2022 от 13.09.2023 АС Уральского округа
труда работников на основании предоставленных заявок, средства, не возвращенные в бюджет на основании пункта 25 Порядка, также являются израсходованными не в соответствии с их нецелевым назначением. В отзыве на кассационную жалобу общество «Каравай» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По направлению ГКУ «Центр занятости населения города Новотроицка» 13.07.2020 общество «Каравай» заключило трудовой договор № 2/20 с Ларионовой Анной Аркадьевной (далее – Ларионова А.А.), которая принята на работу в отдел сбыта на должность «кладовщик», а также – трудовой договор № 3/20 с Тузовым Дмитрием Николаевичем
Постановление № 17АП-13187/18-АК от 18.10.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
в удовлетворении исковых требований в размере 796 315,50 руб., применить позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 № 32-П. Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а
Постановление № 13АП-37951/2021 от 02.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
правового акта недействительным. При этом, как верно указано судом, отсутствие денежных средств для оплаты государственной пошлины не отменяет необходимости осуществления государственной регистрации права. Пункт 10 Представления. Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.06.2019 № 248-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на финансовое обеспечение затрат по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, находящихся в собственности Республики Карелия и закрепленных на праве хозяйственного ведения (аренды), к отопительному сезону ( субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) (далее - Порядок, утвержденный Постановлением № 248-П, субсидия на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону). Субсидия предоставляется в рамках государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», утвержденной Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 351-П (далее также - Госпрограмма), одной из целей которой является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных
Постановление № А67-678/15 от 20.10.2015 АС Западно-Сибирского округа
права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзывов на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения. Судами установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением администрации города Томска от 25.12.2012 № 1579 утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам , осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - Порядок предоставления субсидии), определяющий критерии отбора, конкретные условия, порядок предоставления и порядок возврата субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации освещения улиц муниципального образования «Город Томск», на возмещение затрат, связанных с оказанием данного вида услуг (далее - субсидия), в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении (пункт 1 Порядка предоставления субсидии).
Постановление № А47-12641/2022 от 10.01.2024 АС Уральского округа
25 Порядка, также являются израсходованными не в соответствии с их нецелевым назначением. До рассмотрения кассационной жалобы по существу от общества "Советский жилищный сервис" в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из письменных материалов дела и установлено судами, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок предоставления субсидий), в соответствии с которым Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в 2020 году осуществлялось предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации
Постановление № 5-114/2023 от 11.12.2023 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)
лица – <данные изъяты> Короткова И.В., установил: согласно материалам дела об административном правонарушении Коротков И.В., <данные изъяты>, заключил соглашения о предоставлении субсидий МКУ «ОГХ», в соответствии с которыми администрацией гп Зеленоборский в нарушение условий порядка предоставления субсидий предоставлены завышенные субсидии ООО «Кандалакшаводоканал-2» на возмещение недополученных доходов, что привело к неправомерному расходованию средств местного бюджета в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, Короткову И.В., как <данные изъяты> вменяется нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, порядка и условий предоставления бюджетных средств, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Администрации городского поселения Зеленоборский, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Коротков И.В. не принимал участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом путем вручения судебной повестки, ходатайств об
Решение № 3-21/2015 от 17.06.2015 Амурского областного суда (Амурская область)
Ф.И.О.2, представителей управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Ф.И.О.5 и Ф.И.О.3, представителей министерства транспорта и строительства Амурской области Ф.И.О.4 и Ф.И.О.1, с участием прокурора Дегтяренко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Экспресс Приморья» о признании недействующими подпункта 1 пункта 1.2, пункта 1.3, пункта 2.1, пункта 2.3, абзацев 1 и 4 пункта 2.4, подпунктов 3 и 5 пункта 2.8, пункта 2.11, пункта 4.9 Порядка предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью обеспечения населения транспортными услугами на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном видах транспорта и приложения № 1 «Методика расчета размера субсидии», утвержденных постановлением правительства Амурской области от 31.12.2014 № 799, УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Экспресс Приморья» обратилось в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что является субъектом естественной монополии, выполняет регулярные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Амурской области. Перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
Решение № 7-10824/2016 от 08.09.2016 Московского городского суда (город Москва)
Представители административного органа – Счетной палаты Российской Федерации -Климонтова Н.В. и Пустынкин А.А. в судебном заседании доводы жалобы не признали, полагали постановление судьи районного суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Хайлова М.Н. – Самоховца М.А., представителей административного органа - Климонтову Н.В. и Пустынкина А.А., прихожу к следующему. Частью первой ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам , индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. Как следует из материалов дела, Хайлов М.Н., являясь заместителем руководителя «Роскосмос», допустил предоставление субсидии открытому акционерному обществу «***» (далее - «***») в размере *** рублей с