ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сведения о доходах представителю нанимателя - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минтруда России от 16.08.2012 N 55н (ред. от 17.03.2017) "Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2012 N 25609)
и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. 6. В соответствии со статьей 17 Федерального закона в связи с прохождением гражданской службы заместителю Министра запрещается: 1) участвовать на
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 122н "Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2012 N 26068)
граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства; 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами; 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. 5.2. В соответствии со статьей 17 Федерального закона о гражданской службе в связи с прохождением гражданской службы заместителю
Письмо Минтруда России от 26.07.2018 N 18-0/10/П-5146 <О методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов>
органами и организациям указанными в пункте 10 Положения о проверке. Основанием для проведения проверки может, в том числе быть информация, ставшая известной работнику подразделения или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделение (уполномоченное лицо)), в ходе анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), из обращений граждан и организаций или открытых источников (размещенные в сети "Интернет" государственные реестры, в том числе иностранные, средства массовой информации, сведения, публикуемые в социальных сетях и т.д.). 2.3. Проверка осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем). Решение принимается отдельно в отношении каждого должностного лица и оформляется в письменной форме. 2.4. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении. При невозможности
Письмо Минтруда России от 18.07.2013 N 18-2/10/2-4038 "Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции" (вместе с "Разъяснениями по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции" (законодательство по состоянию на 17 июля 2013 г.)")
- Федеральный закон N 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и лица, замещающие указанные должности (далее - работники подведомственных организаций), сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю). В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 309 работники подведомственных организаций представляют сведения о доходах в подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений). Руководитель федерального государственного органа для работников подведомственных организаций (за исключением руководителя такой организации) работодателем не является, в связи с чем он не обладает полномочиями применять к данным лицам
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)
Разрешая спор, суд установил, что истец состоит на государственной гражданской службе, замещая должность государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений таможни. 10 апреля 2012 года П. представила в отдел кадров таможни справку о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, в разделе 1 которой не указала сведения о доходе от продажи автомобиля. О том, что истец в справке указала неполные сведения о своих доходах и, в частности, не указала полученный ею в 2011 году доход от продажи автомобиля, представителю нанимателя стало известно 29 июня 2012 года, когда в таможню поступило представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В этот же день руководитель таможни распорядился провести проверку, что усматривается из соответствующей резолюции на тексте представления. От истца было истребовано первое письменное объяснение, которое она представила 16 июля 2012 года. По результатам этой проверки отделом кадров была подготовлена докладная записка от 18 июля 2012 года,
Постановление № 5-АД20-60 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
в электронной форме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, включенную в утвержденный приказом Росреестра от 12.03.2013 № П/87 Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Соответствующее уведомление было направлено учреждением представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица 10.11.2016. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1-5), письменными объяснениями Даниловой ММ., занимающей должность начальника управления кадровой политики и внешних коммуникаций государственного бюджетного учреждения города Москвы «Московское городское бюро технической инвентаризации», отобранными старшим помощником Тверского межрайонного прокурора города Москвы 17.05.2019, в которых она не отрицала несвоевременное направление
Постановление № 67-АД20-1 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ
перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД (далее также перечень должностей, утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД). В нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление о принятии Х. замещавшей ранее должность, включенную в названный выше перечень, не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя указанного лица по последнему месту его службы. 3 декабря 2018 г. постановлением прокурора Центрального района г. Новосибирска в отношении ООО «ЮК «ЛексПроф» по указанному факту возбуждено производство по делу
Постановление № 57-АД21-4 от 16.09.2021 Верховного Суда РФ
организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». При этом в приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 2019 года № 685 ранее занимаемая Шумской Ю.В. должность включена не была. Таким образом, на момент вынесения мировым судьей судебного участка № 6 Восточного округа города Белгорода постановления о привлечении Иващенко О.С. к административной ответственности (09 июня 2020 года) обязанность сообщить представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с Шумской Ю.В. по последнему месту ее службы, отсутствовала. Данному обстоятельству вышестоящими судебными инстанциями надлежащая правовая оценка не дана. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в
Постановление № 13АП-13321/2018 от 05.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
пункте 15 Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", указаны прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур. В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273- ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина
Решение № А40-83209/19-84-757 от 16.05.2019 АС города Москвы
Федерации от 18.05.2009 № 557 приказом ФТС от 25.09.2015 № 1936 утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, представительствах (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно вышеназванному перечню к числу лиц, обязанных предоставлять указанные сведения, отнесена должность инспектора. Порядок сообщения работодателем представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной службы установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29. Согласно положениям вышеназванного постановления работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности
Решение № 2А-1990/2022 от 12.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Данным Указом утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Оценивая довод административного истца о том, что он не был обязан представлять сведения о доходах представителю нанимателя , поскольку 1 рабочий день, а именно 31.01.2020г. он являлся безработным, суд полагает таковой не состоятельным в силу следующего. Приказом и.о. министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 30.01.2020 года № ... служебный контракт с Титковым Ю.В. как с начальником управления правового обеспечения и кадровой политики расторгнут 31.01.2020 года. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 04.02.2021 года вышеуказанный приказ от 30.01.2020 года признан незаконным, Титков Ю.В.
Апелляционное определение № 2-1784/2021 от 13.12.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)
обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (Том 2, л.д. 2-9). Исполняя обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей, Кочергин А.А. представил соответствующие справки в установленный срок (<Дата обезличена>) уполномоченному должностному лицу Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» - ФИО14 (Том 2, л.д. 161-166). Считая, что Кочергин А.А. должен представлять сведения о доходах представителю нанимателя - в Совет МО ГО «Воркута», председатель Совета МО ГО «Воркута» направил Кочергину А.А. письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен> для дачи объяснений (Том 1, л.д. 136). <Дата обезличена> в Совет МО ГО «Воркута» поступили объяснения Кочергина А.А., в которых он указывает о том, что нарушений не допустил, так как сведения о доходах предоставил уполномоченному лицу (Том 2, л.д. 137). С заявлением о проведении проверки по указанному вопросу председатель Совета МО ГО
Определение № 88-4829/2022 от 20.04.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции
Контрольносчетная комиссия обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно (Том 2, л.д. 2-9). Исполняя обязанность по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и <данные изъяты> детей, ФИО1 представил соответствующие справки в установленный срок (30.04.2021) уполномоченному должностному лицу Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» - ФИО10 (Том 2, л.д. 161-166). Считая, что ФИО1 должен представлять сведения о доходах представителю нанимателя - в Совет МО ГО «Воркута», председатель Совета МО ГО «Воркута» направил ФИО1 письмо от 13.05.2021 № 77 для дачи объяснений (Том 1, л.д. 136). в Совет МО ГО «Воркута» поступили объяснения ФИО1, в которых он указывает о том, что нарушений не допустил, так как сведения о доходах предоставил уполномоченному лицу (Том 2, л.д. 137). С заявлением о проведении проверки по указанному вопросу председатель Совета МО ГО «Воркута» обратился в прокуратуру г.
Апелляционное определение № 2-4631/2021 от 21.07.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
и государства. Ссылка истца на то, что только комиссия Северо-Западного территориального управления, созданная приказом руководителя Христенко А.В. имела право рассматривать вопросы, связанные с конфликтом интересов и проверкой сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении истца, судебной коллегией отклоняется, поскольку ФГБОУ ВО «КГТУ» не является подведомственной организацией либо структурным подразделением Северо-Западного территориального управления. Пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено обязанность представлять сведения о доходах представителю нанимателя . Комиссией созданной приказом от №... ректора ФГБОУ ВО «КГТУ» был установлен факт неисполнения указанной обязанности истцом в установленные сроки, при этом полнота и достоверность сведений не проверялась. Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения