ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сжигание отходов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А60-20774/2021 от 13.05.2022 Верховного Суда РФ
о том, что оспариваемый отказ управления не соответствует фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, нарушает права общества. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией общества, основанной на разъяснениях АО «ВУХИН», которая заключается в том, что при совместном коксовании шихты и спорных видов отходов 5 класса опасности не образуются, и в атмосферный воздух не выбрасываются новые вредные вещества. При этом суд отклонил ссылку управления на Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Обезвреживание отходов термическим способом ( сжигание отходов ), утвержденный Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1579, поскольку данный документ, согласно области его применения, не распространяется на технологии термического обезвреживания отходов, являющихся неотъемлемым подпроцессом технологического процесса производства отраслевой продукции на предприятиях. Разрешая спор в части пункта 3 оспариваемого письма, суд апелляционной инстанции учел, что отчет по инвентаризации выбросов был выполнен обществом в 2019 году. Письмом от 02.03.2020 № 09-05-25/3586 управление подтвердило достаточность отчета для проведения сводных расчетов по г. Челябинску, т.е. его достоверность,
Определение № 304-ЭС19-5579 от 12.04.2019 Верховного Суда РФ
управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов II-IV классов опасности, обезвреживанию отходов III - IV классов опасности. По результатам проведенной внеплановой выездной документарной проверки общества, лицензирующий орган принял решение об отказе в предоставлении лицензии по основаниям, изложенным в акте проверки от 05.03.2018 № 16-л, и отраженным в уведомлении об отказе в переоформлении лицензии от 05.03.2018 № 10. Основанием для отказа послужило то, что установка по утилизации ( сжиганию) отходов «Форсаж-1» не предназначена для обезвреживания отдельных видов отходов; у общества отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов III-IV классов опасности; общество намерено осуществлять деятельность по сбору отходов «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом», «Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита» без выполнения работ по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Полагая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением
Определение № 15АП-6200/2021 от 29.12.2021 Верховного Суда РФ
от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, пришел к выводу об отсутствии у управления оснований для переоформления лицензии. Апелляционный суд исходил из того, что приложенная к заявлению о переоформлении лицензии положительная экспертиза материалов «Установка по утилизации ( сжиганию) отходов «Форсаж-2», утратила юридическую силу из-за истечения срока действия. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела или допущенной судебной ошибке, основаны на ошибочном толковании норм права, являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела и мотивированно отклонены, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение
Постановление № А33-23400/17 от 11.01.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
предусмотренных п.2. ст.46 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 30.01.2014. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Красноярскому краю 27.02.2014, запись о регистрации №24-24-06/003/2014-295. 30.05.2017 истцом составлен акт по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901002:16, согласно которому при осмотре установлено, что земельный участок по периметру не огражден, захламлен отходами лесопиления, высота куч опилок составляет от 1,5 м до 5 м, с северной стороны вырыта яма, в которой производилось сжигание отходов лесопиления, установлен факт захвата прилегающей территории, приблизительно 0,5 га. 07.06.2017 арендодатель направил арендатору требование №01/38-2440 о приведении в надлежащее состояние земельный участок с кадастровым номером 24:07:0901002:16 в месячный срок с момента получения требования. Согласно почтовому уведомлению №25726, требование получено ответчиком 16.06.2017. 18.07.2017 истцом составлен акт по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером 24:07:0901002:16, согласно которому при осмотре установлено, что земельный участок по периметру не огражден, захламлен отходами лесопиления, высота куч опилок составляет от
Постановление № 17АП-1237/2022-АК от 12.04.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
потерявшая потребительские свойства; отходы полипропиленовой тары незагрязненной и другие) утилизируются в процессе Коксования. Загрязняющие вещества, образующиеся в процессе сжигания отходов, должны быть учтены в выбросах от соответствующих источников. Как отмечено Управлением, продукты коксования поступают в атмосферу, в том числе, через неплотности дверей, люков, стояков и при выдаче кокса (ИЗАВ № 832, 846, 852, 866, 868, 882, 922, 936, 940, 954). Согласно информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям ИТС 9-2015 «Обезвреживание отходов термическим способом ( сжигание отходов )», в процессе сжигания/пиролиза в атмосферу выбрасывается в том числе ряд специфических загрязнителей — в том числе хлористый водород, фтористый водород, диоксины, ртуть, тяжелые металлы. В перечне загрязняющих веществ выбрасываемых от предприятия отсутствуют вещества, образующиеся в результате коксования. Суд первой инстанции согласился с выводом Управления о наличии нарушения в указанной части, выразившегося в отсутствии учета таких выбросов, в результате хозяйственной деятельности ООО «Мечел-Кокс». Общество, возражая против выявленного нарушения, отметило, что загрязняющие вещества в атмосферу
Решение № 7А-89/19 от 18.02.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)
по факту сжигания отходов лесопиления около производственный базы индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу: <адрес>. 07.12.2018 государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области по Бабаевскому муниципальному району ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования установлено, что на земельном участке, прилегающем к территории производственной базы пилорамы ФИО1 по адресу: <адрес>, расположенной в 4 метрах от дороги справа в водоохраной зоне реки Колпь, производится сжигание отходов лесопиления без специальных установок. ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, вид деятельности - производство пиломатериалов. 26.12.2018 государственным инспектором в области охраны окружающей среды Вологодской области по Бабаевскому муниципальному району ФИО2 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В судебном заседании ФИО1 факт совершения правонарушения не признал, пояснил, что доказательства, подтверждающие его виновность, отсутствуют, в первоначальном осмотре указано, что проводилось сжигание отходов около
Решение № 12-60/20 от 18.02.2021 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)
объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. Установлено, что постановлением Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры от 24 августа 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Карачаевского муниципального района. Основанием для этого послужила проверка, проведенная Министерством природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, выявившая нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства - сжигание отходов обработки древесины (опилки, обрезки) на территории свалки размером 2,5 га, расположенной на землях Карачаевского муниципального района – справа от дороги, ведущей в аул Учкулан, и частично в водоохраной зоне реки Кубань (л.д.9). Как следует из постановления старшего государственного инспектора Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики от 09 сентября 2020 года N 3-П, которым администрация Карачаевского муниципального района привлечена к административной ответственности по ч.4 статьи 8.13 Кодекса
Решение № 72-418/2022 от 31.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области поступил акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды от общественного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области, согласно которому 26 мая 2021 года в 9 часов 59 минут на земельном участке по адресу: <...> осуществляется сжигание отходов в мусорном баке (л.д. 65-72). В ходе предварительной проверки установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ООО «Полиформ». Для установления лиц, допустивших сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, акт фиксации направлен в МУ МВД России «Нижнетагильское» (л.д. 63-64). Участковым уполномоченным полиции осуществлен опрос товароведа ООО «ТоргСервис66» ( / / )4 (л.д. 56) и директора ООО «Полиформ» ( / / )2 (л.д. 59), после чего материалы направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской
Решение № 72-417/2022 от 30.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)
административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области поступил акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды от общественного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области, согласно которому 26 мая 2021 года в 9 часов 59 минут на земельном участке по адресу: <адрес> осуществляется сжигание отходов в мусорном баке (л.д. 62-67). В ходе предварительной проверки установлено, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ООО «Полиформ». Для установления лиц, допустивших сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, акт фиксации направлен в МУ МВД России «Нижнетагильское» (л.д. 59-60). Участковым уполномоченным полиции осуществлен опрос товароведа ООО «ТоргСервис66» П. (л.д. 50) и директора ООО «Полиформ» ФИО1 (л.д. 43-44), после чего материалы направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (л.д. 47). Оценив данные материалы,